В течение последних двух недель на сайте журнала КиЧ проводился опрос, посвященный кофейному образованию. Участникам опроса предлагалось ответить на вопросы о принципах, по которым обучаемые выбирают те или иные образовательные программы, а также о факторах, определяющих их вовлеченность в систему кофейного образование и профессиональный стаж.
Все полученные ответы сведены в приведенные ниже диаграммы, из которых, в частности видно, что более половины опрошенных при выборе учебных программ в первую очередь оценивают персону и квалификацию преподавателя, около 18% опрошенных в первую очередь интересует цена. Тех, кто оценивает статус сертификата и ориентируется на отзывы знакомых, оказалось по 11%, удобство получения образования привлекает 5%, а 2% отвечавших не нашли подходящего ответа среди предложенных вариантов и сформулировали свой, фактически объединяющий статус, содержание курсов, квалификацию преподавателя и цену.
41% опрошенных указал, что предпочитает обучаться с квалифицированным тренером на профессиональных курсах, 10% респондентов учатся на рабочем месте, 13% — самостоятельно, 36% — используют для обучения все перечисленные возможности.
72% опрошенных планирует получать профессиональное образование в течение ближайшего года. 33% респондентов проходили кофейное обучение более двух раз, 26% — ни разу, по 20,5% опрошенных обучались один и два раза соответственно. Большая часть опрошенных (67%) прошла учебу относительно недавно — не более чем три года назад.
Подавляющее большинство людей, обучавшихся по кофейным программам, остались довольны его качеством. Только 3% респондентов высказали полное или частичное недовольство качеством курсов, при этом единственная сформулированная претензия касалась спорности кофейных стандартов, ориентированных на мировые субъективные критерии. Такая единодушно позитивная оценка качества профессионального обучения с одинаковой степенью вероятности может быть связана с эффектом потребителя («любое образование, за которое я заплатил деньги, — хорошее, иначе получается, что я ошибся с выбором»), а также с содержательной легкостью и развлекательным характером образования, его реально высоким качеством или практической целесообразностью.
Предварительный анализ результатов опроса позволяет отметить следующие закономерности.
1. Стоимостью образовательных программ больше всего интересуются люди, профессиональный стаж которых не превышает трех лет. Это вполне объяснимо — для новичков цена всегда актуальна.
2. Среди участников опроса есть люди, которые никогда не получали профессионального образования и не планируют его получать в ближайшее время. Среди них есть люди с профессиональным стажем, превышающим 5 лет, и люди, работающие с кофе от года до трех лет. Можно предположить, что опытные специалисты уже занимаются преподаванием или допускают возможность самостоятельного получения всех необходимых знаний, умений и навыков. Группа «отказников» с небольшим стажем, скорее всего, не планирует оставаться в профессии надолго и не видит смысла в специальном кофейном образовании.
3. Большая часть людей без кофейного образования работают с кофе менее года — при этом почти все из них планируют пройти в течение ближайшего года профессиональную подготовку.
4. Самой жадной до специального образования группой респондентов являются специалисты со стажем от трех до пяти лет. Все из них уже освоили образовательные программы различных уровней, большая часть использует любые возможности для повышения квалификации, а половина из них собирается учиться на профессиональных курсах в течение ближайшего года.