Кофейни — одна из самых бурно развивающихся отраслей, как в столице, так и в регионах. Картонные стаканчики за несколько последних лет вытеснили пивные бутылки, а кофе постепенно смещает чай и пиво с позиций главных национальных напитков. Времена, когда кофе был признаком принадлежности к элите, давно прошли, и сейчас он стал традиционным напитком среднего класса, который можно пить и дома, и на ходу, и в приятной компании.
Неудивительно, что кофейное дело привлекает предпринимателей. Кофейни всех видов и направлений растут как на дрожжах. Это и большие сети, и камерные заведения, и уличные ларьки, и безликие автоматы. В 2018 году международный портал Allegra World Coffee Portal опросил несколько сотен игроков рынка кофе из 24 стран мира и на основе полученных данных сделал прогноз: индустрию как в Европе, так и в России ждет бурный рост. Основной стимул – растущая любовь потребителей к «черному напитку». Среднестатистический взрослый россиянин выпивает 21 литр кофе в год, и эта цифра постоянно увеличивается. При этом несмотря на то, что в последние годы в сегменте кофеен наблюдался настоящий бум, спрос на готовый кофе значительно превышает предложение. В больших городах на каждые 100 тысяч человек приходится не более 20 кофеен, в городах среднего размера – всего 7-10. Аналитики оценивают потенциал российского рынка готового кофе в 1 трлн рублей, что в 7,6 больше текущих показателей.
Особенно быстро развивается сегмент take away. Это связано с относительно небольшими стартовыми инвестициями, а также новой парадигмой современной жизни: ключевыми факторами успеха становятся скорость, доступность и простота получения продукта. События последнего года только стимулировали этот тренд и дали толчок росту кофеен нового типа – бесконтактных. Здесь нет баристы и кассира, а кофе наливает кофемашина, что особенно важно в эпоху, когда любой контакт – это определенный риск для здоровья покупателя.
В представлении обывателя бесконтактные кофейни – это традиционные вендинговые аппараты, которые можно встретить и в магазине, и в поликлинике, и в банке, и в аэропорту. Но очередей к таким автоматам уже давно не бывает, и перспективность бизнеса, связанного с традиционным вендингом, под большим вопросом. Этот формат постепенно сходит на нет: кофе там откровенно невкусный и не «вдохновляет» взыскательного потребителя ни своим качеством, ни подачей, ни комфортностью заказа.
Альтернативой устаревшим вендинговым аппаратам являются бесконтактные кофейни нового типа. Такие кофейни не только готовят напитки без участия человека, но и обладают весьма полезным «интеллектом». Это так называемые цифровые – digital кофейни, которые все делают самостоятельно: сами варят кофе, сами принимают оплату и выдают напиток, принимают заказы дистанционно и в силу своей бесконтактности могут работать при любых локдаунах и карантинах. К тому же таким кофейням не нужны никакие специальные разрешения и уголки потребителя: вся необходимая информация размещается прямо на мониторе. Этот факт заметно упрощает жизнь предпринимателей, которые лишены постоянного страха «наезда» со стороны контролирующих общепит инстанций (формально любые бесконтактные кофейни относятся к вендингу). У данного формата также отсутствуют и другие традиционные для «очного» формата риски, такие как человеческий фактор, сложная бухгалтерия, они просты в обслуживании. Если прибавить ко всем этим плюсам достаточно гуманные стартовые инвестиции (от 500 тыс. до 1 млн рублей в зависимости от функциональности и комплектации) и возможность быстрого старта, можно смело утверждать, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями бурного роста этого направления кофейного бизнеса.
Цифровые кофейни – удачное вложение как для начинающих предпринимателей, так и для опытных рестораторов и ритейлеров, которые ищут новое направление для альтернативных инвестиций и хочет диверсифицировать риски на случай форс-мажорных ситуаций, связанных с карантинами и запретами.
Куда податься предпринимателю, который рассматривает для себя возможность стать владельцем цифровой бесконтактной кофейни?
Сегодня на рынке представлено с десяток подобных решений. Среди самых популярных можно выделить семь: i-Coffee, CoffeeMaster, Lifehacker coffee, HoRoRo, «Доброе кафе», iTeam Coffee и Cafesto. Все они – кофейни самообслуживания, которые полностью автоматизированы и работают без баристы. Отличаются они друг от друга качеством кофе, качеством кофемашин, количеством функций, уровнем интеллекта и сроками окупаемости.
Качество напитков
Здесь все зависит от качества зерна и молока. Только две из упомянутых кофеен применяют для приготовления специальные технологии обжарки зернового кофе – это i-Coffee и «Доброе кафе». Качество кофе у этих компаний заметно выигрывает также благодаря использованию только свежего молока (остальные добавляют сухое). Кроме того, i-Coffee использует премиальное зерно 100% арабики. У Lifehacker coffee тоже зерно качественной обжарки, но при этом эта кофейня варит напитки исключительно на сухом молоке, что конечно же снижает их вкусовые качества. Остальные игроки закупают уже фасованный кофе у неизвестных поставщиков.
Поставка расходных материалов
Из семи участников обзора поставку всех расходных материалов для всех своих франчайзи в любой точке мира обеспечивает только i-Coffee.me. HoRoRo и Cafesto предлагают возможность поставки через своих поставщиков. CoffeeMaster, Lifehacker coffee не предоставляют такой возможности и оставляют решение этого вопроса за своими франчайзи. «Доброе кафе» работает только на своих расходных материалах и берет за них 25% от оборота кофейни.
Способ оплаты
Пять кофеен из семи (CoffeeMaster, Lifehacker coffee, iTeam Coffee, Cafesto и HoRoRo) принимают как наличные, так и электронные деньги. i-Coffee отказалась от кэша в пользу современных методов онлайн оплаты – в кофейне нет монетоприемника, зато цифровых способов оплаты предостаточно. Напиток здесь можно оплатить любыми цифровыми способами: банковской картой, Apple Pay и Google Pay, а также бонусами, которые покупатель накапливает в процессе покупок по программе лояльности. Также i-Coffee позволяет заказать кофе через мобильный телефон и забрать его на точке, отсканировав QR код с электронного чека. Аутсайдером остается кофейня «Доброе кафе», которая принимает только наличную оплату.
Контроль деятельности
Большинство кофеен обеспечивают онлайн контроль основных бизнес-показателей и продаж на базовом уровне. Полную статистику и “умные данные” о клиентах и продажах предоставляет только i-Coffee, где имеются функции онлайн-мониторинга состояния кофейни и расходных материалов, температурного режима, а также видео аналитики происходящего вокруг кофейни – практически полноценное «машинное зрение». С его помощью можно отслеживать трафик посетителей и считать конверсию. Круглосуточный мониторинг позволяет контролировать наличие запасов и восполнять их в случае необходимости. Эта функция значительно облегчает жизнь хозяевам кофейни. В корнер интегрированы специальные датчики, которые мониторят температуру молока, а также количество всех продуктов и расходных материалов. Если температурный режим нарушается или запасы подходят к концу, система сразу же оповещает об этом владельца. Также у i-Coffee имеется уникальная технология автовозврата денег за некачественно налитый кофе, что особенно важно в режиме самообслуживания.
Маркетинг и система лояльности
Дополнительные бесплатные инструменты для работы с клиентами предоставляют только HoRoRo и i-Coffee. HoRoRo дает шаблонные маркетинговые материалы для продвижения бизнеса, i-Coffee – автоматически настраивает онлайн рекламу, собирает отзывы и оповещает о них владельца. Платформа умеет создавать цифровой профиль своих покупателей и на его основе искать в интернете новых пользователей. Она сканирует в радиусе 1 км всех любителей кофе и присылает им оповещение о возможности получить подарок при посещении кофейной точки. Для удержания клиентов действует система лояльности с электронными картами, бонусами и умной системой PUSH-уведомлений. В момент первого заказа покупатель вводит свой номер телефона и получает онлайн бонусную карту, на которую ему возвращается кэшбек от каждой покупки. Также он может оформить подписку, например, на месяц или абонемент на 10 чашек со скидкой в 20% от стартовой цены. Остальные кофейни не имеют таких инструментов работы с клиентами.
Дополнительные преимущества (форматы)
i-Coffee.me, CoffeeMaster, Доброе кафе, Cafesto являются лидерами списка в данном опросе, так как позволяют добавлять к кофейне новые модули для расширения бизнеса и предоставляют своим франчайзи несколько вариантов комплектации. Так, у i-Coffee это продуктовый микромаркет, постамат и миникафе с обедами и завтраками на разогрев, а также кулинария. У CoffeeMaster – это отдельный вендинговый модуль с возможностью подбора ассортимента (кофе, кофе+продукты, кофе+продукты+горячие обеды). Доброе кафе и Cafesto предлагают два формата на выбор: “кофе” и “микромаркет” (кофе+продукты). При этом i-Coffee – единственная из всех – объединяет все модули в единую систему покупки и оплаты, тогда как остальные не связывает модули между собой. Lifehacker coffee, iTeam Coffee, и HoRoRo предоставляют лишь стандартные кофейни самообслуживания.
Стоимость и окупаемость
По данному критерию безоговорочно выигрывает кофейня i-Coffee.me, которая не требует от франчайзи паушального взноса и быстрее всех выходит на окупаемость – через 4 месяца. Паушального взноса также нет и у HoRoRo, но она отстает в рейтинге за счет более долгого срока окупаемости (8 месяцев). У остальных участников списка паушальный взнос составляет от 110 тыс. рублей (CoffeeMaster) до 355 тыс. рублей (Lifehacker coffee). CoffeeMaster также собирает дополнительный платеж – 2% на маркетинговое продвижение. Что касается окупаемости, то быстрее всего выйти на прибыль получится с i-Coffee и CoffeeMaster, у которых окупаемость начинается после четырех месяцев работы. У остальных данный срок больше – 7-10 месяцев.
Подводя итог, можно сделать вывод, что наиболее интересным вариантом с точки зрения соотношения цены и качества можно считать digital-кофейню i-Coffee: она не требует дополнительных вложений, имеет самый быстрый срок окупаемости, а также выгодно отличается от конкурентов за счет целого ряда преимуществ. Среди них:
- свежее молоко и качественные кофейные зерна (как следствие – вкусный кофе),
- «умный» маркетинговый модуль и электронная система лояльности,
- видео-аналитика и система онлайн-мониторинга работы,
- контроль остатков расходных материалов и чистоты кофейни,
- возможность сделать заказ дистанционно – через мобильное приложение,
- гарантийное обслуживание,
- привлекательный дизайн, экологически чистые материалы,
- быстрый срок окупаемости и отсутствие паушального взноса.
Ее единственным недостатком по сравнению с конкурентами остается отсутствие монетоприемника. Но в условиях пандемии – это скорее плюс, так как это дополнительный способ обеспечить безопасность потребителей.
В любом случае, подбирая наиболее подходящий для вас вариант, обращайте отдельное внимание на отношение компании к бизнесу. Стоит работать с надежными партнерами, которые будут сопровождать вас на всех этапах работы и оперативно помогать решать проблемы. Также важно, чтобы ваш партнер развивал и модернизировал свой продукт, улучшая ПО и оборудование, тем самым делая свой и ваш бизнес эффективнее.
CoffeeMaster | Доброе кафе | i-Coffee.me | Lifehacker coffee | iTeam Coffee | Cafesto | HoHoRo | |
Финансы | |||||||
Срок окупаемости | От 4 месяцев | От 18-22 месяцев | От 4 месяцев | 7-10 месяцев | 6-12 месяцев | Закрытая информация | от 8 месяцев |
Паушальный взнос | от 110 000 ₽ | 300 000 ₽ | 0 ₽ | 355 000 ₽ | Закрытая информация | 100 000 ₽ | 0 ₽ |
Прием платежей | |||||||
Подключенные платежные системы | Эквайринг и купюроприемник | Купюроприемник | Эквайринг | Эквайринг и купюроприемник | Эквайринг и купюроприемник | Эквайринг и купюроприемник | Эквайринг и купюроприемник |
Контроль работы кофейни | |||||||
Телеметрия и мониторинг бизнес-показателей | нет | нет | Есть | нет | нет | нет | нет |
Онлайн мониторинг состояния кофейни и расходных материалов | Нет | Нет | Есть | Нет | Нет | Нет | Нет |
Видеоаналитика | Нет | Нет | Есть | Нет | Нет | Нет | Нет |
Маркетинг | |||||||
Маркетинговый модуль | Нет | Нет | Есть | Нет | Нет | Нет | Частично есть |
Система лояльности | Нет | Нет | Есть | Нет | Нет | Нет | Нет |
Качество и вкус кофе | |||||||
Кофейные зерна | Покупные фасованные зерна | Собственные рецепты обжарки | Собственная технология обжарки зерен | Зерна от топ-3 обжарщиков РФ | Не известно | Не известно | Не известно |
Молоко | Сухое молоко | Не известно | Свежее молоко | Сухое молоко | Сухое молоко | Сухое молоко | Не известно |
Расходные материалы | |||||||
Поставка расходных материалов | Не предоставляют расходные материалы, необходимо договариваться с отдельными поставщиками | Поставляют и работают только на своих материалах и берут за них 25% от оборота | Обеспечивают поставку качественных расходных материалов для франчайзи в любую точку мира | Не предоставляют расходные материалы, необходимо договариваться с отдельными поставщиками. | Не известно | Предлагают поставку расходных материалов | Предлагают поставку материалов через своих поставщиков с выгодными ценами |
Экологичность | Нет | Нет | Да | Нет | Нет | Нет | Нет |
Форматы кофейни | |||||||
Предлагаемые форматы кофейни | Предлагают 3 формата: “кофе”, “кофе+продукты”, “MAX” (кофе+продукты+ обеды) | 2 формата: “кофе”, “микромаркет” (кофе + продукты) | 2 формата: “просто кофе”, “микромаркет” (кофе + продукты, обеды, кулинария) | 1 формат: “кофе” | 1 формат: “кофе” | 2 формата: “кофе”, “микромаркет” (кофе + продукты) | 1 формат: “кофе” |
Спец.проект, автор материала — Сергей Филимонов.