Артем Манюхин — самый молодой профессионал, удостоенный почетного звания «Человек года» в чайной индустрии. Идейный вдохновитель и реализатор многих чайных проектов, фестивалей, владелец чайной, культуролог, который пишет диссертацию по теме чайной культуры. Он считает, что самый передовой город в чайной культуре – его родной Ростов-на-Дону. У него на все есть свое мнение, он радеет за чайную культуру и намерен сказать свое веское слово в чайном образовании. Журнал «КиЧ» задал Артему много вопросов, но ответов получилосьгораздо больше. Как у него хватает на все времени и сил, – загадка, которую попробуем частично разгадать в его ответах.
— Артем, как начался ваш чайный путь, и кто на него оказал влияние? Где набирали знания в чайной теме?
— Если говорить про чайные школы и формальное чайное обучение, то я ни у кого ничему по факту не учился. Я пью чай с 15 лет, и в чай меня привел спорт. Я занимался спортивными бальными танцами, мне нужен был источник энергии, и вот тогда я познакомился с мате. Но матэ мне быстро надоел, и как-то нам подарили набор «Ахмад чай» с гайванью. Гайвань меня заинтересовала, и я спросил в чайной, что это такое. С этого все и началось. Танцы я оставил, а вот спортивные привычки — стремиться, достигать и разбираться — остались. Просто приходить и пить чай мне было мало, я решил изучить чай и всю чайную культуру самостоятельно. С 2014 года я много чего читал, переводил, покупал и пил чай, и мне это нравилось.
Поступив на культуролога, я защитил диплом и магистерскую на тему чайной культуры в России. Таким образом я «онаучил» и продолжаю «онаучивать» свое увлечение. У меня есть старшие товарищи: Артем Коханский, Виктор Енин, у них я всегда могу проконсультироваться. Я читаю много материалов и общаюсь с чайными людьми по всей России.
— Вы очень быстро открыли свою первую чайную, чуть меньше, чем за месяц. Что послужило толчком для открытия?
— Я не планировал открывать первую чайную – меня попросили. Я в то время трудился в одном проекте, учил китайский язык и планировал поступать на китаеведение. Меня попросили открыть чайную, и мы создали ее буквально за 10 дней, для своих – в ней обычно пили чай сотрудники других чайных, те, кто разбирается в чае. А потом появилась вторая чайная для дегустаций и мероприятий, экспертов, для камерно-образовательного формата. И через полтора года прошлым летом нам пришлось все закрыть, так как возникли сложности с помещением, плюс мы там уже не помещались. И мы нашли новое помещение.
— Как оцениваете ситуацию с чайной культурой на сегодняшний день в Ростове?
— В Москве, Питере и Ростове развитие чайной культуры началось одновременно, но сейчас Ростов лидирует по количеству чайных, по молодежи и возрасту входа в чайную культуру, по тому, что мы делаем, и по кузнице кадров. Первая чайная волна в Ростове началась еще до Бронислава Виногродского. Потом Баста спел всем известную песню, и чайные стали расти как грибы. В Ростове было более 120 проектов офлайн, сейчас осталось 26, не считая домашних чайных и онлайн, кейтерингов и чая в кальянных. Сейчас появляется большое количество разных форматов — чайные бары, студии, шоу румы — всего хватает. Ростов — торговый город, и у нас тут все знают ДаХунПао, Пуэр и Тегуаньинь. У нас в Ростове пьют чай все — от школьников до депутатов и губернаторов. И к тебе в чайную открытого типа может прийти любой гость. Сейчас началась третья волна в чайной культуре. Когда становятся важными не эффекты и воздействия, а знания про сырье, производство.
— Это, наверное, и помогло родиться вашему проекту «Да И» и девизу «О чае – честно и просто». Расскажите о нем подробнее.
— У меня образовательная и визионерская функция. Культурология — философская дисциплина, и она учит меня общаться с разными людьми и научно подходить к вопросам. У меня есть понимание сельского хозяйства, эталонных вкусов, ассоциаций фермеров – все имеет свою верификацию. Многие забывают, что чай — это продукт сельского хозяйства, и продают через мифотворчество. Проект «Ча И» появился, потому что у молодежи постоянно были вопросы, и я старался им простыми словами донести сложные вещи. Простота и глубина близки и ближе, чем кажутся. Я помню, как у меня в юности тоже было много вопросов и не было ответов.
Потом в рамках «Ча И»» появился проект «Чайная ярость» — первое в России чайное шоу познавательно-развлекательного характера. Я также проводил много бесплатных чайных школ. Да, я занимаюсь коммерцией, но она должна быть, так как это дает возможность поддерживать на плаву разные инициативы. На мой взгляд ни один бизнес не может развиваться без идеи и миссии. Должен быть девиз, миссия и идея. У меня много учеников, но если говорить про проект, то у меня 4 сотрудника. В более крупных проектах у нас нет клиентов, а есть гости и друзья, и они растут вместе с нами. Мы — площадка для нетворкинга. Если нам надо запустить мерч, то мы занимаемся со специалистами в этой сфере. У нас весь чай в коллекции не я один выбираю, а все гости участвуют в выборе пробников, и мы подбираем под посуду и воду.
— Как вы строите обучение ваших учеников?
— Я разработал концепцию 3 треугольников, чтобы упорядочить хаос, который есть у нас. Это скелет, на который можно насаживать мясо. Благодаря этой структуре можно закрыть до 90% вопросов потребителя. У меня есть разные уровни обучения – базовый уровень, чтобы выбрать чай для себя, и есть продвинутый — для тех, кто хочет трудиться в чайной сфере. Я применяю методы, которые получил на культурологии. У меня есть онлайн и офлайн занятия. Обычно нужно 10 занятий по 3 часа, чтобы дать человеку удочку и объяснить принципы рыбалки. Плюс всегда есть домашняя работа. Для закрепления материала отправляем набор пробников. Также провожу интенсивы, приезжая в разные города и обучая людей. Иногда обучение может длиться и три месяца. Все зависит от запроса.
Когда я обучаю сотрудников чайных, то требую от сотрудника умения анализировать, скорости реакции и креативности. О чае можно ничего не знать, но важно иметь желание и немного масла в голове. За 3 месяца можно научиться многому в чае. Я помогаю открывать чайные. К нам приезжают со всей страны в проект. У нас есть положения проекта и есть устав. Когда птенцы вырастают, они должны лететь дальше – заражать интересом к чаю в других краях.
Мы проводим формат «У Во» – когда 64 гостя оценивают 12 участников, которые выбирают любую комфортную подачу. Мы проводим пятиборье для сотрудников чайных: «Легкая рука», «Высокая струя», «Скоростное заваривание», «Треш токинг» и «Чайная викторина». Это все навыки, которые должны быть у чайного мастера.
И еще у нас есть «Чайная миля» – когда мы водим гостей по разным чайным.
— Вы проводите уже несколько лет фестиваль «Кипяток». Как родилась идея и какой отклик?
— Началось все с того, что мне для научной работы нужно было собрать интервью, а это был период короновируса, и у нас ничего не происходило в Ростове. Тогда мы сделали первый онлайн фестиваль с 400 человеками в зуме, на 8 часов, было несколько спикеров, пара ди-джеев, круглый стол. Я бы сказал, что это был запрос на нового актора в культуру, и было начало третьей волны. Потом я стал проводить фестиваль «Кипяток» офлайн. Это был отличный повод для коммуникации между чайными людьми. Каждый год к нам все больше приезжает людей. Фестиваль длится 3 дня, проходят разные соревнования и чаепития. В этом году фестиваль пройдет 30 мая — 1 июня, есть платная и бесплатная основы. Есть билет гостя и чаепития экспертов. Дети у нас тоже участвуют.
— В процессе коммуникации между людьми из разных регионов какие тенденции и проблемы наблюдаете?
– Я вижу основную проблему в том, что те, кто занимается в России чаем, можно сказать, что не разбираются в чае. Я знаю, как и что происходит у ребят в разных регионах. У нас были эфиры, я много путешествую. Во время первого сезона «Чайной ярости» я поругался с некоторыми чайными проектами, потом мы помирились. Чай — подвижная субстанция, и тем, кто чаем занимается, надо развиваться, важно понимать, что старое — не равно мудрое. И ты либо двигаешься и перестраиваешься, либо ты мамонт, который вымирает. И сейчас важно перестроиться на третью волну. Волновые концепции культуры — это классика, которая есть и у кофе, и у чая. Большинство второй волны — это люди с аддитивным поведением, с жесткими запретами, если мы говорим про провинцию. Третья волна — это открытость к любой культуре напитка, взаимодействие с кофе, акцент на вкус, аромат, особенности культуры. В чайной культуре это еще про подачу и формат. В современной чайной культуре скорее сейчас тенденция к рекомендациям, а не запретам.
— Каковы ваши планы на будущее?
— Запуск образовательного курса — самое важное. Прежде всего надо построить нормальную систему образования чая в спешиалти сегменте. Без этого нам будет грустно – у нас заберут наш хлеб. Если не поменять подход к чаю, то рынок не вырастет. У нас до сих пор нет нормального рынка чая спешиалти. Наши чаи не занимают 18% рынка – всего 7% или 8%, по данным последних исследований. И пока рынок не вырастет — ничего не будет. Мы не должны ждать, пока нас выдавят китайцы или кофейники.
— Как вы отнеслись к присуждению вам почетного звания «Человек года 2024»? — Звание человека года — это подтверждение того, что наши чайные столицы приняли Ростов и его статус, это достижение всей провинции, знак, что мы хорошо развиваемся, нас много кто поддерживает. Поэтому это не только моя заслуга, но и заслуга всей провинции.
Ярких эмоций у меня по поводу победы не было. Конечно было приятно, что признали, для меня это не случайная победа, а многолетний труд. Поэтому все получилось по справедливости, и мне очень приятно, что все заслуженно. Это звание поможет мне еще больше развивать свое дело, сделать авторский курс.
Текст: Алёна Величко