Европейский Союз обеспокоен тем, что ведущий производитель какао Кот-д’Ивуар с трудом реализует программу устойчивого развития, необходимую для того, чтобы его бобы соответствовали новым стандартам ЕС.
Новый закон ЕС, который вступит в силу примерно в конце 2024 года, направлен на борьбу с импортом товаров, связанных с вырубкой лесов, требуя от компаний доказать, что их товары не были выращены на землях, вырубленных после 2020 года.
На карту поставлен беспрепятственный доступ к основному рынку какао, производимого в Кот-д’Ивуаре, ведущем мировом производителе и экспортере какао-бобов, поставляющем около 70% годового производства в ЕС.
В марте Абиджан запустил национальную стратегию устойчивого развития какао (SNCD), призванную привести производство какао в соответствие с требованиями ЕС.
Но темпы прогресса с тех пор беспокоят ЕС, по словам двух чиновников в Брюсселе и трех в Абиджане, говорящих на условиях анонимности.
Если Кот-д’Ивуар не уложится в срок, он будет отнесен к категории риска, что подвергнет операторов и торговцев какао дополнительным проверкам и создаст узкие места.
Отвечая на вопрос об опасениях ЕС, глава регулятора индустрии какао-бобов западноафриканской страны, Совета по какао-кофе (CCC), сказал, что Кот-д’Ивуар идет по правильному пути.
Краеугольным камнем планов Кот-д’Ивуара является внедрение системы электронных карт, которая поможет отслеживать бобы с плантаций до экспортного порта, подтверждать их происхождение и помогать фермерам получать гарантированную государством цену.
Около половины из миллиона карточек еще предстоит раздать фермерам, а CCC также необходимо ввести систему сертификации, которая документировала бы точное происхождение каждой партии какао, как того требует ЕС.
По оценкам правительства, реализация этих и других мер по устойчивому развитию обойдется примерно в 421 млрд франков КФА ($ 692 000 000), и около половины этой суммы оно запросило у доноров, индустрии какао и шоколадных компаний.
Представитель министерства сельского хозяйства заявил, что нехватка средств сдерживает реализацию. Он отметил, что в ЕС должны знать, что в стране делают то, что необходимо и возможно. Однако у нее ограниченные финансовые возможности, что не позволяет нам двигаться так быстро, как хотелось бы.