На Центральном рынке Москвы появилось необычное для такой торговой площадки, хотя и обновленной, заведение – «Шоурум Торрефакто». КИЧ не мог не обратить внимание на это событие и сразу же предложил его соучредителю Андрею Макарову рассказать широкой аудитории о том, как возникла идея шоурума, какова концепция этого проекта и вообще, о том, почему необходимо знакомить людей с высококачественным кофе.
Расскажите немного о себе, о бизнесе до открытия шоурума.
– Нас трое партнеров, это в сумме – более 60 лет опыта в разных сферах бизнеса – IT, автоиндустрия, банковский ритейл, нефть, управление стартапами, ресторанный бизнес. Опыт как предпринимательский, так и работы по найму в малых, средних и гигантских компаниях. Знаем друг друга более 20 лет, и что самое ценное – по совместной работе, поэтому уровень доверия очень высокий.
Мы решили сложить этот опыт и финансы, чтобы сделать новую интересную историю в фуд-ритейле и кофейном бизнесе. Нам помогает большой нетворк в кофейной индустрии, знание продукта. Хотя некоторые вещи приходится делать впервые — это безумно интересно и тоже питает нас энергией.
Как к вам пришла идея открыть первый шоурум Torrefacto?
– Я знаком с «Торрефакто» уже больше 3-х лет. Познакомил нас мой сын Николай, он там работает на одной из ключевых позиций. До этого я был, что называется, «обычным» любителем кофе – пил регулярно, много, с удовольствием и был уверен, что мне этого достаточно. Мой взгляд радикально поменяла встреча со свежеобжаренным кофе от «Торрефакто». Понравилось сразу. Абсолютно другой напиток. Стало понятно, что эта тема намного шире и интереснее, чем я себе представлял. Потом появились шоколад и чай, тоже приятно удивили. Изучил подробно, что компания делает, познакомился с учредителями, съездил на производство. Там я понял: это очень крутая команда, которая умеет делать продукт высочайшего, возможно уникального качества. Нужно обязательно дать возможность людям увидеть, попробовать и приобщиться. Вот так летом 2021 года и родилась идея открыть шоурум.
До этого все 10 лет продукцию «Торрефакто» можно было купить только в интернет-магазине. Наш проект выводит этот прекрасный, уже проверенный продукт в офлайн, на новую аудиторию.
Мы очень тесно связаны с компанией «Торрефакто», делаем по сути одно общее дело, хотя наша команда полностью самостоятельна в решениях, касающихся стратегии и тактики офлайн продаж.
Как подбирали место?
– С самого начала было понимание, что продукты «Торрефакто» уникальные. А значит, и представлять потенциальным покупателям их надо там, где люди готовы искать, пробовать, удивляться, общаться. В тех местах, которые являются площадками для гастрономических фестивалей и, в то же время, магазинами. Такие места появились в Москве относительно недавно, но быстро приобрели популярность. Это обновленные рынки.
Заявка с презентацией проекта была подана на все рынки Москвы. Но, увы, на лето и осень 2021 года (не знаю, что было до и что будет после) мест на рынках не было. Ждали. И вот в ноябре 2021 года от Центрального рынка поступило предложение. Оно было уникально тем, что мы могли открыть в этом месте не только магазин, но и кофейню. Бизнесы разные, но очень созвучные по духу «Торрефакто»: можно не только посмотреть, пощупать, понюхать, получить консультацию, попробовать, но и приобрести готовый напиток. А это для продвижения наших продуктов очень важно.
Почему именно «шоурум», а не просто магазин? Ведь понятие «шоурум» в России чаще используется для пространства, где продается определенный вид товаров (одежда, мебель, техника), но никак не кофе.
– Когда вы заказываете в интернете, что вы видите? Картинку с упаковкой, объясняющий текст, возможно, отзывы. Это важно, но кофе — это же про чувственный опыт – аромат и вкус. Взять пачку, ощутить запах из клапана, налить только что заваренный фильтр, сравнить вкус разных обжарок — это очень круто.
И такую уникальную возможность мы даем нашим гостям. До пяти раз в день делаем правильный помол, завариваем в капельных машинах несколько разных сортов из разных обжарок. Можно пробовать, можно сравнивать, можно общаться с нашими консультантами, задавать вопросы.
Так что, если быть точными, у нас show and tasting room. Но в русском языке пока есть только заимствованное «шоурум».
Чем вы отличаетесь от обычных офлайн или онлайн магазинов?
– Мы продаем очень крутой, но пока еще недостаточно знакомый широкой аудитории продукт. Наш свежеобжаренный кофе, шоколад bean-to-bar — это такой очень тонкий баланс, с одной стороны сделанный с любовью крафт, с другой — результат работы зрелого, хорошо контролируемого производственного процесса. Мало общего со стандартным фабричным продуктом.
И нам нужно помочь гостю увидеть, ощутить эту разницу во вкусе и в свойствах. В итоге — раскрыть новые стороны, казалось бы, знакомого продукта, показать путь к новому опыту. Это для неофитов. Для опытных ценителей — сравнить особенности приготовления, поговорить на одном языке о вкусовых тонкостях.
Наверное, в этом просвещении и приобщении – основное отличие.
Есть ли у вас определённый концепт? Как этот концепт отражается в вашем шоуруме?
– Наш концепт очень прост – все что выработало Torrefacto за 10 лет, показать лицом. В нашем шоуруме весь кофе структурирован по типам обжарки, сортам, вкусам. Мы никогда не предлагаем гостям просто продегустировать напитки и продукты. Мы подробно рассказываем в какой обжарке или в каком сорте кофе какие вкусы и почему. И очень частое явление, когда, например, мы слышим в начале: «Я кислое или горькое не пью», – а после рассказа и пробы выясняется, что таких понятий не существует, так как в каждой кислинке или горчинке присутствует целый букет вкусов. И наш посетитель становится покупателем, но покупателем, который приобрел то, что подходит именно ему.
Получается, что наш концепт – нести кофейную культуру в массы, знакомить людей с продукцией «Торрефакто», помогать каждому найти свой вкус.
Что можно у вас приобрести?
– Мы подобрали самые популярные сорта кофе четырех видов обжарки по статистике продаж сайта – 20 видов. Еще 7 сортов шоколада и 20 видов чая. Свежеобжаренный кофе в дрип-пакетах и капсулах.
Сейчас внимательно слушаем наших гостей, анализируем запросы, будем расширять линейку, чтобы все смогли найти свой продукт.
Еще есть кофейные аксессуары, все потрясающего качества – чашки, кофейные мельницы, прессы, воронки. Их пока немного, но спрос есть, возможно будем увеличивать ассортимент.
Есть ли у вас кофейня, какой ассортимент напитков можно в ней попробовать?
– Мы сначала сомневались – нужно ли в шоуруме предлагать классические молочные напитки на основе эспрессо. Все-таки вкусовые оттенки свежеобжаренного кофе лучше раскрываются в черном фильтр-кофе.
Но наши гости так настойчиво спрашивали капучино, что мы решили – надо! Уже через неделю у нас стояла новая «Симонелли», которая сразу оказалась очень популярной. Заодно наши бариста получили шанс полностью раскрыть свои таланты.
Мы предлагаем все традиционные для кофейни напитки: эспрессо, американо, капучино, латте, раф, чай, какао, матча.
Все напитки, естественно, готовятся только на основе продуктов «Торрефакто».
Скоро хотим добавить новую фичу от «Торрефакто» – орехи и сухофрукты. Все натуральное, без добавок, потрясающего вкуса и очень подходит как закуска к чашечке кофе.
С какими трудностями вам пришлось столкнуться, организовывая открытие в период ограничений?
– К счастью, ограничения нас пока не коснулись, а вот трудности были.
По условиям, которые действуют на всех рынках, после принятия решения и подписания договора аренды дается очень мало времени на открытие. Это оправдано, и в этом заинтересованы обе стороны. Но представьте, что вам надо открыть магазин за две недели, а у вас ничего: пустое помещение без ремонта, нет оборудования, нет коммуникаций, документации и т. д. Тем, кто открывает не первую торговую точку, легче. Нам было очень трудно, но мы справились.
Второй вызов случился почти сразу после открытия. Мы ведь открылись за две недели до Нового года. В самом центральном месте Москвы. Людям нужны подарки. Здесь была основная задача быстро понять, что хочет клиент, для кого подарок, какой вкус предпочтительнее, и быстро собрать продукты в подарочную коробку. Но этот вызов хоть был и не легкий, но очень позитивный, так как сопряжен с живым общением.
Не знаю, какие трудности еще будут, а они обязательно будут, но мы очень верим в свои продукты, в производство, в компанию и, что самое главное, в людей «Торрефакто», благодаря которым вот уже 10 лет и рождаются такие вкусные продукты. Так что преодолеть можно все, если есть цель, а она у нас точно есть.
Какое развитие в будущем вы видите для вашего проекта, планируете ли еще открытия, если да, по какому формату (собственные, франшизные)?
– Ну об этом пока говорить очень преждевременно. У нас такое количество планов и решений, которые мы должны реализовать в первом шоуруме и посмотреть, что получится, что к данному разговору можно вернуться не ранее чем через 6 месяцев. Одно могу сказать: планы по развитию точно есть.