Мы уже говорили о влиянии пандемии коронавируса на кофейную и чайную индустрии. Есть и еще одна отрасль, для которой изменившиеся условия жизни стали настоящим вызовом, – сегодня о том, как боролись с кризисом производители крафтового шоколада bean-to-bar.
— Bean-to-bar – индустрия очень молодая и немногочисленная не только в России, но и во всем мире. Но при этом её отличает гибкость и быстрая реакция на изменения, а также невероятно активное сообщество, сформировавшееся вокруг локальных мануфактур и ценителей настоящего шоколада в целом, — говорит генеральный директор компании-поставщика какао-бобов в Россию «Агроимпекс-Трейд» Марина Голованова.
Ни дня без шоколада
В первую очередь, каждая небольшая фабрика столкнулась с жизненной необходимостью отработать до совершенства свою систему доставки: бесконтактная доставка до двери, популярная во многих странах Америки доставка curbside pickup (окно выдачи), также стала настоящим выходом для заказов «по-соседски»: если вы живете недалеко и можете подъехать к местной фабрике или магазину, то уже упакованный заказ вам выносят прямо к машине. Некоторые производители больший объем стали направлять в реализацию через городские супермаркеты и торговые сети.

Остаёмся дома. С шоколадом
На фоне отменившихся поездок, ярмарок и других мероприятий, а также перехода на «домашний» режим самоизоляции во многих странах возник онлайн-фестиваль и целое движение #StayHomeWithChocolate. Вся программа делилась на слоты, в каждом из которых во время онлайн-трансляции тот или иной бинтубарщик (от англ.: bean-to-bar) делился своими знаниями и опытом на определенную тему. Но интересен этот фестиваль не только для профессионалов: специальные тематические слоты стали, по сути, единственной заменой крафтовым ярмаркам, где можно было узнать о новинках любимых мануфактур и выбрать шоколад по рекомендации самих его создателей.
«В мире социальной дистанции и виртуальных встреч шоколад с тобой. Шоколад всегда с тобой», — уверены организаторы.
Идея получила большой отклик, и из разового мероприятия фестиваль превратился в целый марафон. Была уже и «Битва шоколадных кроликов на Пасху», и «Идеальный набор для папы-сладкоежки к Дню отца». Принять участие может каждый бинтубарщик из любой страны, так что рекомендуем следить за обновлениями.

Дегустация онлайн
Насладиться bean-to-bar шоколадом и не лишить себя удовольствия от общения в сообществе «шокоголиков» помогла онлайн-дегустация. Создатели шоколада (американский Dandelion Chocolate, российский Fresh Cacao и многие другие бренды) обдумывают тему встречи — от общего погружения во вкусовые характеристики bean-to-bar шоколада до разбора конкретных какао-сортов и технологии производства, затем под эту тему подбирается специальный шоколадный сет, и заветная коробочка отправляется прямо к вам домой. Так что слово «онлайн» относится только к знаниям и общению, а дегустация – самая реальная.

Поддержи соседа
Большую роль и ценность в bean-to-bar сообществе играют человеческие связи: общение, взаимовыручка и помощь. Желающие спасти своих любимых производителей шоколада от закрытия стали покупать шоколад не только себе, но и в подарок друзьям, родственникам, с которыми не могли увидеться, появились даже корпоративные подарки от руководства сотрудникам. А в случае с российским брендом Marussia Chocolate спасение мини-шоколадной фабрики в Тамбове вылилось в целую благотворительную акцию. Каждый участник мог отправить шоколад для врачей в COVID-центр, для пожилых людей, оказавшихся в изоляции в доме престарелых или у себя дома, а также поздравить с Днем Победы ветеранов. Все заказы собирались вручную и лично доставлялись непосредственно командой Marussia Chocolate с регулярными отчетами в социальных сетях. Всего пришло заказов на более, чем 500 (а мы ведь говорим о небольшой региональной фабрике!) плиток шоколада, что оказалось не только приятным сюрпризом для тех, кто действительно в этом нуждался, но и помогло в сохранении работы мануфактуры и рабочих мест.

Активность российского шоколадного направления bean-to-bar хочется отметить отдельно: несмотря на экономическую неопределенность и очень непростые условия, в которых оказались многие небольшие мануфактуры, бинтубарщики не остановили производство, и весь сезон у них продолжают появляться шоколадные новинки. Обзор рынка bean-to-bar шоколада в России, его состояние и перспективы и, конечно, то, о каких российских брендах нужно обязательно знать, — не пропустите в нашем следующем обзоре!