Текст: Леонид Симаков, руководитель аналитического центра «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД»
По данным аналитического центра «Чек Индекс» (checkindex.ru) компании «Платформа ОФД», крупнейшего оператора фискальных данных страны, аналитические модели которого работают на базе 8 лет обучения нейросетей с объемом 130 млрд чеков в системе, на базе данных от 1,25 млн касс в стране:
Какой кофе россияне больше употребляют и как изменились цены, выяснил аналитический центр «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД», сравнение за январь — октябрь 2024/2023, РФ:
- Кофе – медианная цена 468 руб., на 12% выше уровня 2023 года. Число покупок – выше уровня 2023 года на 6% (выше уровня 2019 года на 39%)
- В том числе кофе в онлайне – медианная цена 714 руб., на 13% выше уровня 2023 года. Число покупок – выше уровня 2023 года на 16%, выше уровня 2019 года на 258% (выше в 3,5 раза)
- Доля онлайн-продаж кофе в 2024 году составила 11%, в то время как в 2023 была 9%, а в 2019 – до 1%.
- В топ-брендов по штучным продажам вошли бренды кофе Maccoffee, Nescafe, Jacobs, Bridge, Torabika, Jardin, Жокей, Cart Noire.
Как меняется интерес к разным видам кофе? Сравнение за январь — октябрь 2024/2023, РФ:
- Растворимый кофе — медианная цена 379 руб., на 11% выше уровня 2023 года. Число покупок – выше уровня 2023 года на 9%. При этом в онлайне — ниже уровня 2023 года на 1%
- Молотый кофе – медианная цена 406 руб., на 7% выше уровня 2023 года. Число покупок – ниже уровня 2023 года на 9%. При этом в онлайне — ниже уровня 2023 года на 12%
- Зерновой кофе – медианная цена 859 руб., на 11% выше уровня 2023 года. Число покупок – выше уровня 2023 года на 7%. При этом в онлайне — выше уровня 2023 года на 19%.
- Кофе в капсулах — медианная цена 634 руб., на 12% выше уровня 2023 года. Число покупок – выше уровня 2023 года на 11%. При этом в онлайне — выше уровня 2023 года на 22%.
Полученные данные прокомментировал генеральный директор компании «Платформа ОФД» Дмитрий Батюшенков: Генеральный директор компании «Платформа ОФД» Дмитрий Батюшенков:
— Для многих россиян употребление кофе стало ежедневным ритуалом. Сила привычки, таким образом, отодвигает ценовую составляющую при покупке на второстепенную роль. Несмотря на рост себестоимости продукта в связи с подорожанием сырья (прежде всего арабики и робусты), горячий напиток охватывает все больше торговых точек и домохозяйств. В частности, за 10 месяцев 2024 г. рост штучных продаж кофемашин для домашнего приготовления составил 26% год к году.
Конкуренция игроков рынка усиливается, не все ее выдерживают. Объем покупок в Москве уже стагнирует, а рост сегмента обеспечивает региональная дистрибуция. Активно осваивается онлайн-канал, доля которого уже превысила 11%, в то время как 5 лет назад была до 1%.
Благодаря расширению числа точек вендинга, кофепойнтов и интереса россиян к личным кофемашинам, наиболее сильную динамику прироста в реализации за прошедшие 5 лет демонстрируют зерновой и капсульный кофе. Удобство покупки такой продукции в интернете обеспечивает их широкое распространение как в крупных городах, так и на периферии.
Справка.
Аналитики «Чек Индекса» использовали для обзора агрегированную обезличенную информацию кассовых чеков, поступающих в адрес «Платформы ОФД» (крупнейший оператор фискальных данных страны, ежедневно обрабатывает по 65 млн кассовых чеков, с более 1,25 млн онлайн-касс в России) — о продажах из сетевой и традиционной (несетевой) торговли, сферы услуг. Аналитические модели работают на базе 130 млрд чеков в системе BigData компании и накопленной экспертизе за 8 лет.
Чек Индекс (Checkindex.ru) — исследования товаров, цен, спроса по данным чеков, ОФД. Аналитика от отраслей до брендов и SKU, по всей стране и городам.