Сергей Митрофанов, бренд-менеджер компании по обжарке кофе The Welder Catherine, рассказывает, как изменились стратегии развития кофейных компаний, как трансформировались потребительские привычки, и как в целом период продолжительной турбулентности влияет на перестройку кофейной индустрии.
Каждую минуту в мире выпивают более двух миллионов чашек кофе, а по общему объему продаж кофе занимает четвертое место среди самых потребляемых напитков в мире. Высокая популярность кофе, в том числе и на российском рынке, делает этот продукт чрезвычайно ликвидным — маржинальность может быть разной, но нет сомнений в том, что она стабильна и гарантирована. Казалось бы, все это позволяет компаниям чувствовать себя вполне уверенно на фоне практически любых событий: люди покупали, покупают и будут покупать кофе, потому что это давно не просто продукт, а образ жизни. Это касается не только коммерческого кофе, которому принадлежит более 90% от всего производимого объема в мире, но и спешиалти. Несмотря на малую долю на рынке, он успел создать вокруг себя настоящую культуру и за последние 15-20 лет прочно прижился в России. По определению Coffee Quality Institute (CQI), кофе получает категорию спешиалти, если сертифицированный специалист — Q-grader — оценивает его на 80 баллов и более по 100-балльной шкале специального протокола. То есть речь идет о кофейных зернах (как правило, арабики) высокого качества, которым уделялось особое внимание на всех этапах производства: выращивание, сбор, обработка, транспортировка, обжарка и приготовление, а путь такого кофе прослеживается от куста до чашки.