Как уже сообщалось ранее, в самом конце прошлого года, 31 декабря, правительство повысило ввозные пошлины на жареный и растворимый кофе из недружественных стран. Но новые ставки коснутся совсем небольшого сегмента (вроде итальянского кофе в пачках), ведь импортируем мы зерна в основном из дружественных стран (Бразилия, Вьетнам). Гораздо большее влияние на розничные цены будет оказывать неурожай в основных странах-производителях, считают эксперты.
С 1 января 2025 года пошлины на жареный кофе из недружественных стран повышены с 8% до 13%, на растворимый — с 7,5% до 17,5%. Кроме того, в среднем на 10 процентных пунктов выросли пошлины на целый перечень продукции (например, отдельные виды мясных и рыбных изделий, макароны, пиво, свечи зажигания).
Такое решение было принято в качестве ответной меры на введенные против России санкции, пояснили в минэкономразвития. Номенклатура товаров отобрана с тем расчетом, чтобы российские компании смогли заместить выпадающий импорт продукции из недружественных стран.
«Мера будет способствовать наращиванию инвестиций и ускорению развития внутреннего производства. При этом конкуренция и широкий ассортимент на рынке будут обеспечены сохранением импорта по стандартным пошлинам из дружественных и нейтральных стран», — рассчитывают в министерстве.
Во-первых, повышение ввозных пошлин коснется именно недружественных стран, то есть де-факто стран Европы. При этом импорт кофе из Европы на данный момент у нас минимальный, обращает внимание доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова. Большей частью мы импортируем кофе из Бразилии и Вьетнама — это более 80% рынка.
Во-вторых, рост цен касается именно переработанного кофе (жареный и растворимый). А как известно, уже более 90% кофе проходит обработку в России. «Производство готового кофе уже давно налажено в нашей стране, поэтому его импорт в готовом виде не требуется», — говорит Новикова.
Другой вопрос, что цены на кофе все равно будут немного выше предыдущего года, но не из-за повышения ввозных пошлин, а по причине неурожая кофе в основных странах-производителях, считает эксперт. Во Вьетнаме, крупнейшем производителе робусты, сначала наблюдалась засуха, а на этапе уборки урожай побил тайфун. Собрать достойный урожай в Бразилии (основной производитель арабики) также помешала засуха.
В прошлом году биржевые цены на кофе (и на арабику, и на робусту) побили полувековые рекорды. В итоге за год робуста на бирже подорожала более чем в два раза, арабика — на 80%.
Подобные пиковые значения на арабику уже наблюдались, но компенсировать этот рост всегда позволяла робуста (более простой сорт), которая всегда имела дисконт в сравнении с арабикой. Производители смесей просто добавляли чуть больше робусты. Сейчас впервые за всю историю наблюдений рост стоимости арабики сопровождается аналогичным пиковым ростом робусты. За последние полгода были моменты, когда робуста стоила даже дороже, чем арабика, рассказывал «Российской газете» генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия.
В России это накладывается на ослабление рубля, стоимость заемных средств, пояснял Чантурия. На этом фоне потребление кофе по итогам 2024 года может если не снизиться, то остаться на уровне 2023 года, прогнозировал он.
Импорт зеленого кофе в РФ в 2023 году составил 211,8 тыс. тонн, из которых более 160 тыс. тонн были завезены из дружественных Вьетнама и Бразилии
По его оценке, импорт зеленого кофе в РФ в 2023 году составил 211,8 тыс. тонн, из которых на Вьетнам пришлось 101,5 тыс. тонн, Бразилию — 60,2 тыс. тонн. Завозится в основном зеленый кофе, а уже в России обжаривается и фасуется.
Между тем импорт готового кофе в последние годы снижается. Во-первых, производство готового продукта переносится в Россию. А во-вторых, основные поставщики готового кофе — европейские страны — с 2022 года теряют позиции на российском рынке. По итогам 2023 года импорт жареного кофе в Россию составил всего лишь 27,5 тыс. тонн.