
В январе этого года, фактическому отцу-основателю нашего издательского бизнеса (российского журнала «Кофе&Чай в России» и международного журнала «Кофе&Чай Интернешинл») — Отари Давидовичу Чантурия, долгие годы руководившему чайной промышленностью СССР, исполнилось бы 80 лет. По очевидным причинам мне сложно говорить о нем беспристрастно, но факт остается фактом — с его уходом (летом 2006 г.) фактически завершилась эпоха людей, создававших и развивавших советское чайное дело, преданных и беззаветно служивших этому напитку на протяжении всей жизни, двигавших науку и промышленность к новым достижениям. Его чайное кредо — качество превыше денег — следовало за ним всю жизнь. Он был готов отказываться от казалось бы необходимого ради того, чтобы не отступать своего фундаментального профессионального принципа. Мы никогда не говорили с ним о том, почему он так ревностно бился за качество чая (даже в годы советского дефицита, когда его принцип вступал в прямое и очевидное противоречие с партийно-государственными установкам на увеличение объема производства, и за подобное упорство легко можно было лишиться работы). Этот вопрос я теперь часто задаю себе. Недавно, перелистывая записи отца, архив его документов, фрагменты недописанной книги, я невольно остановился на теме его кандидатской диссертации, посвященной исследованию веществ, обусловливающих аромат чая.
В самом начале своего чайного пути он взялся за изучение проблемы, решение которой не смогли найти ни до, ни после него. Несмотря на современное развитие науки и технологий, аромат чая и сейчас неуловим, как синяя птица: он постоянно ускользает от всех преследователей, обеспечивая чаю неповторимость и красоту, совершенство и бессмертие. Именно аромат чая — ключевая характеристика качества, до сих пор неподвластна человеку. Его трудно описать, искусственно воспроизвести, но легко испортить!
Мне кажется, что Отари Давидович еще тогда, в молодости, проводя месяцы и годы в лабораториях, стал одним из хранителей этого высшего знания о чае. На протяжении своей жизни он оберегал его от любых посягательств, понимая, что многовековую историю чая способно сохранить только его высшее качество. Свою задачу он решил — новое поколение хранителей чая уже приняло смену!
В этом номере мы решили акцентировать внимание на теме ГМО. Причина в том, что эта, до конца не изученная тема, вселяет в людей страх и недоверие, на которых легко спекулировать. В некоторых странах в СМИ все чаще стали публиковаться материалы про ГМО, и в них при перечислении продуктов, возможно произведенных с использованием гено-модифицированных технологий, вскользь упоминается и чай и кофе. Мы решили дать отпор таким безосновательным нападкам, запросив многие государственные, некоммерческие, научные организации по всему свету. Вердикт очевиден — генно-модифицированные технологии для производства чая и кофе в мире