
Недавно мне в руки попали справки по потреблению кофе в основных странах мира. Любопытная, надо сказать, статистика. Наиболее впечатляющим, на первый взгляд, конечно, является серьезное отставание России в данной области. Судите сами: по разным оценкам, потребление кофе в нашей стране не превышает 0,75 кг на душу населения, тогда как в самой кофепьющей стране мира — Финляндии — более 12 кг! Уже слышу комментарии, мол, Россия — чайная страна и т.п. И, возможно, кому-то кажется, что в этом кроется ответ, однако….. этот взгляд основывается на не совсем вер-
ном, на мой взгляд, тезисе о конкуренции между чаем и кофе. Это еще одна большая тема для дискуссии, но сейчас не об этом. Смотрите: в нашей стране суммарное потребление обоих продуктов, относящихся к единой категории горячих напитков, составляет около 2-х кг. Сравните с цифрами по Финляндии! Вот в этом соотношении как раз и заключено главное разочарование. Сегодня, в нашей стране и чай, и кофе пьют в среднем 2-4 раза в день. А могли бы …… Вот, где потенциал для участников рынка, а не в перетягивании каната от чая к кофе и обратно! Сегодня у нас, как никогда, весь креатив и могущество маркетинга и рекламы должны быть направлены на создание культуры более частого потребления любого горячего напитка. Тем более что климат в нашей стране как нельзя лучше подходит для этого! Скептик скажет, что это невозможно. Но давайте опять взглянем на цифры. Потребление кофе в Болгарии в 1975 году было на уровне 0,17 кг, а сейчас — 3,16 кг! Возьмем Польшу: в 1975 году — 0,91 кг, а к 2010 уже 3,29 кг! И не стоит забывать, что в этих странах еще и чай потребляют. Глядя на эту картину в цифрах, в особенности осенью, когда на любого человека нет-нет, да и накатывает меланхолия, хочется сказать: нам есть еще над чем работать — впереди очередной «горячий» сезон!
С уважением,
Рамаз Чантурия
Главный редактор
СОДЕРЖАНИЕ
2 ОТ РЕДАКТОРА
3 КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
4 Таможенный союз – во благо?
6 НОВОСТИ
ОБЗОРЫ И СТАТИСТИКА
24 Рынок горячих напитков в Германии
25 Рынок горячих напитков на Украине
ЭКОНОМИКА
МАРКЕТИНГ
28 Как повысить эффективность внешних коммуникаций и построить сильный бренд:
технология и оценка эффективности внутреннего брендинга
29 Чай «Импра» глазами российского дистрибьютора
ПРОИЗВОДСТВО И ТЕХНОЛОГИИ
32 «Потолок» для пестицидов или как обеспечивать безопасность пищевой продукции
34 Тонкая, нежная, безвредная и… надежная
КТО ЕСТЬ КТО?
ПРЕДСТАВЛЯЕМ КОМПАНИИ
36 Чайный бренд «Лисма» вышел в новом дизайне
38 Франческо Корсетти: «Широкий ассортимент и высокий стандарт качества – гарантия успеха производителя СТМ в сегменте кофе»
40 «Аромат Экстра»: немного о чае. Как правильно заваривать чай?
42 Кофе Индии: концепция «устойчивого развития»
44 Антон Макаров: «Делали и будем делать хороший чай…»
46 Новинка ИМА С28: узелок стал доступней
ЧАСТНЫЙ ВЗГЛЯД
48 Второго шанса в бизнесе может и не быть
HORECA
50 «ПИР. Индустрия гостеприимства – 2011»
52 Новости
53 Там, где рождается чай
ВЫБОР ДЕГУСТАТОРА
54 Чай и чаепития в ресторане. Гастрономические композиции на основе чая и информационная структура чайной карты
57 Тимофей Петерс — человек-чай или путь, который начался с себя
Я-БАРИСТА!
58 «Тюльпан»: идеальная симметрия
TEST BREW
60 Casadio dieci
64 РЕКЛАМА В НОМЕРЕ