
Итоги прошлого года на отечественном рынке чая и кофе вселяют осторожный оптимизм. Мы увидели заметный рост его объемов в натуральном выражении: для чая — +5%, для кофе — +3,5%. Этот факт эксперты в основном связывают с увеличением количества розничных магазинов и, соответственно, ростом числа заказов. А вот о повышении потребления как такового говорить уверенно пока еще рановато. А жаль… Тем не менее, сохраняется надежда, что в этом году мы закрепимся на новых высотах и тогда у всех участников рынка будет хороший повод для гордости. Однако для чайной и кофейной промышленности, похоже, наступают непростые времена. Из-за
вступления России в ВТО и предстоящего в связи с этим снижения пошлин на ввоз готового чая и кофе возрастают риски снижения конкурентоспособности отечественного производства. Чего ждут от ВТО и чего боятся участники рынка? Ответ на этот актуальный вопрос дают руководители ряда компаний, работающих на отечественном чайно-
кофейном рынке. С их мнением вы можете ознакомиться на стр. 6. Для меня же очевидно, что полноправное вхождение нашей страны в систему международных торговых отношений — это не просто вопро уровней тарифов или поддержки отечественного АПК, ВПК, банков и т.д. Через систему обязательств ВТО фиксирует определенное место нашей страны в мировом разделении труда. И я не уверен, что большинство участников рынка отчетливо видят новую мизансцену, которая начнет выстраиваться уже в ближайшие месяцы. Думаю, нам предстоит 2–3
года системного осмысления роли, которую нам отвели. А затем — 10–15-летний период адаптации. И не факт, что
достаточный на сегодня-завтра уровень тарифной или иной защиты отечественной промышленности будет существенным основанием для сохранения местных производств. Однако у нас уже есть собственная промышленность, и это мощнейший фактор стабильности. Именно поэтому сейчас как никогда важно серьезно улучшить общую конкурентоспособность страны на мировой арене — только это даст России шанс занять место в ВТО, которое будет соответствовать её амбициям. Нам необходимо оперативно изучать правила и регламенты ВТО, в том числе, методы «открытия» рынков других стран. Надо четко осознать, что время, когда российские компании гарантировали себе место на рынке за счет лучшего «знания» местной специфики, постепенно уходит в прошлое. Теперь этим локальным преимуществам будут противостоять отрабатывавшиеся годами и десятилетиями универсальные методики. Очевидно, что перемены не будут скорыми, но начнутся они уже летом, и только мобилизованность страны на прорыв позволит отечественному бизнесу преодолеть любые трудности.
Всегда Ваш,
Рамаз Чантурия
Главный редактор
СОДЕРЖАНИЕ
2 ОТ РЕДАКТОРА
3 КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
4 НОВОСТИ КОФЕЙНОГО ФОРУМА
6 АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Чего вы ждете от вступления в ВТО?
6 НОВОСТИ — ОБЗОРЫ И СТАТИСТИКА
20 Рынок горячих напитков. Кофе остаётся лидером рынка горячих напитков Финляндии
ЭКОНОМИКА
МАРКЕТИНГ
24 Взгляд на Мандейлинг с высокогорий Гайо
28 Говорим ЛЮВАК, а подразумеваем? Качество!
30 Больше,чем просто бумага: устойчивое развитие как основа конкурентного бизнеса
КТО ЕСТЬ КТО?
ПРЕДСТАВЛЯЕМ КОМПАНИИ
36 Очарование кофе PELLINI
38 «Аромат Экстра»: чай из Поднебесной
40 «Бюлер» – эффективность и инновации
41 Чай «Импра» совместный успех производителя и дистрибьютора в Беларуси
ПЛАНЕТА КОФЕ И ЧАЯ
42 Литовский «Лу Юй Второй»: о чайниках и жизни
44 «Я пойму вас по чашке…»
HORECA
46 НОВОСТИ — ВЫБОР ДЕГУСТАТОРА
50 Информационное сопровождение чаепитий и чайные требования к персоналу ресторана
54 «Un caffe sospeso»: «подвешивая» потребителя?..
58 «Чайная на подушках» или просто Prieks
60 РЕКЛАМА В НОМЕРЕ