В Америке начали выпускать витаминный кофе — растворимый функциональный напиток, одна порция которого стоит 1 доллар и содержит половину рекомендованной дневной дозы тринадцати основных витаминов. Как утверждают его производители, две чашки кофе (можно горячего, можно холодного) — и о витаминах можно не заботится. Заявленная кофейная функциональность выглядит пока неочевидно. Но, возможно, это начало нового тренда в кофейной торговле. Слишком хорошим товар не бывает, так что если у кофе появятся дополнительные достоинства — он будет способствовать росту волос или уменьшит расход топлива, например, — потребителей это только порадует.
Как известно, функциональными принято называть продукты, которые производители и продавцы позиционируют как полезные для здоровья. Единой системы регулирования функциональности не существует, в одних странах функциональность сертифицируется, и такой сертификат могут получить, например, продукты, обладающие наблюдаемым на протяжении долгого времени положительным влиянием на здоровье и самочувствие, но недостаточно изученные или предсказуемые для того, чтобы считаться лекарством. В других странах вопрос функциональности отдан на откуп производителям, которые, например, объявляют о высоком содержании в продукте какого-либо полезного вещества (селена, антиоксидантов, аминокислот и т.п.) и настаивают на его полезности для здоровья. На рынке горячих напитков функциональное первенство безусловно за чаем — польза для здоровья является одной из основных маркетинговых тем на чайном рынке. О функциональности кофе с учетом его гастрономической яркости, выраженного физиологического действия и постоянно растущей популярности говорить особого смысла не было. Однако сама по себе концепция функциональности с маркетинговой точки зрения очень привлекательна и поэтому, как видим, функциональный кофе (который не только бодрит, но и приносит еще какую-то пользу) время от времени на рынке появляется.