Любимые россиянами растворимые и завариваемые напитки – чай, кофе, какао и другие – определённо ощутимо подорожают, уверены эксперты. Наложилось несколько факторов – проблемы с урожаем в ключевых странах-производителях сырья и грядущая маркировка «Честный знак».
С 1 сентября 2025 года начинается регистрация всех участников рынка растворимых напитков. Обязательная маркировка вступает в силу с 1 декабря 2025 года для какао, с 1 апреля 2026 года для чая и чайных напитков, с 1 июня 2026 года для растворимого кофе и цикория.
Общий рынок кофе по итогам 2023 года России достиг 210 млрд рублей, информирует директор департамента Управленческого консалтинга АКГ «Деловой профиль» Владимир Поклад. Производство растворимого кофе в России превышает 100 000 т в год, для сравнения, всего кофе в 2023 году было реализовано 185 800 т. Какао-порошка в России потребляют около 80 000 т, а рынок цикория в России пока довольно скромный в объёмах.
Кстати, что касается динамики продаж, то за 12 месяцев по май 2025 года единственным растущим сегментом горячих напитков в натуральном выражении стал обжаренный кофе, в то время как растворимый кофе, чай и какао показали снижение, сообщают аналитики «Нильсен». При этом растворимый кофе (включает в себя сублимированный и микс-пакетики 3-в-1, 4-в-1 и т.д) остаётся крупнейшим сегментом в индустрии горячих напитков – на него приходится почти половина всего оборота этой группы на омниканальном (офлайн + онлайн) рынке (47,3%).
Вездесущая маркировка
По заявлению гендиректора Ассоциации «РОСЧАЙКОФЕ» Рамаза Чантурия, маркировка, безусловно, отразится на себестоимости производства и, как следствие, цене продукции, хотя Ассоциация и старается сделать процесс перехода на обязательную маркировку товаров максимально мягким для всех участников рынка.
– Эксперименты по маркировке длились всего три месяца и уже завершены, сейчас активно взаимодействуем с Минпромторгом и ЦРПТ по части снятия всех оставшихся вопросов, — отмечает в разговоре с «Октагоном» Чантурия. По его словам, Ассоциация предлагает ведомству продлить эксперимент до конца года, так как далеко не все участники рынка успели протестировать оборудование и отточить технологии, а также сместить сроки маркировки по каждой позиции и исключить из процесса всю мелкопорционную упаковку до 30 гр вне зависимости от ее формы. При сохранении актуальных сроков введения обязательной маркировки ситуация для отрасли может оказаться критической.
– Маркировка стала заметным фактором, 10-15% в розничной цене это добавит в момент внедрения, – указывает в беседе с «Октагоном» начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст», к.э.н. Олег Абелев. С рынка, по его словам, уйдут недобросовестные игроки, маркировка резко усложнит продажу контрафакта, и легальные игроки, которые платят налоги и пошлины, будут поднимать цены до экономически обоснованных. Будет и рост цен на логистику и хранение, потому что процесс приёмки и отгрузки товара требует отдельных операций по сканированию кодов. Согласно информации «РОСЧАЙКОФЕ», точных подсчётов, какие именно затраты понесут компании, пока нет, так как с начала эксперимента прошло всего три месяца и не все успели даже установить оборудование.
В «Честном знаке», в свою очередь, отмечают, что стоимость одного кода маркировки фиксированная, 50 копеек, а вложения в маркировку помогут компаниям оставаться конкурентоспособными и повысят прозрачность рынка и уберегут его от подделок.
Неурожай и слабый рубль
Помимо маркировки на рынке растворимых напитков немало и специфических рыночных факторов, влияющих на цены.
Основной и наиболее ощутимый фактор подорожания кофе – это резкий рост биржевых цен на него, пояснил «Октагону» соучредитель и директор по развитию компании LEBO Александр Акопов. Если ранее стоимость колебалась в пределах $150-180 за фунт, то сегодня цена достигла уровня около $360, а отдельные прогнозы допускают дальнейший рост свыше $400. Причины – сложные погодные условия: засуха во Вьетнаме и похолодания в Бразилии, а также влияние фондовых спекуляций, что дополнительно раскачивает рынок.
Цены на арабику выросли за год примерно на 40-50%, подтверждает Абелев.
– Рост цен в зернах и молотый будет продолжаться, робуста также дорожает, но не так сильно – в России примерно на 15-20% за ближайшие полгода», – прогнозирует эксперт. На кофе растворимый в России цена выросла до 3 934,2 рублей за кг в августе этого года против 3 341,4 рублей за кг годом ранее (+17,7%), отмечает зампред Правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.
Факторы подорожания какао – неблагоприятные погодные условия (засуха в Бразилии, стихийные бедствия в Ассаме, на Шри-Ланке и в некоторых районах Китая, засухи в Гане и Кот-д-Ивуаре), а также болезни деревьев какао, связанные с ними, рассказала «Октагону» партнёр аудиторско-консалтинговой группы «Юникон» Елена Хромова.
По какао рост самый драматичный, отмечает Абелев.
– Главный вызов – рекордно высокие мировые цены на какао-бобы, которые в 2024 году приблизились к $10 000 за т. Это вынуждает российских производителей шоколада менять рецептуры, использовать заменители и сдерживать рост цен для потребителей, – говорит Поклад. Причина, отмечает Абелев, череда неурожаев в Гане и Кот-д Ивуар (а это 60% мирового урожая какао). Шоколад и другие продукты из какао ждет долгосрочное масштабное подорожание на 20-30%, уменьшение веса плиток шоколада, уверен Абелев. Средние розничные цены на какао в России в начале августа составили 1 147,5 рублей за кг против 1 017,4 рублей за кг годом ранее (+12,8%), сообщает Леонов. «Прогнозы дождей в Кот-д’Ивуаре смягчили некоторые опасения о недостатке предложения. Однако, несмотря на снижение цен на какао, аналитики ожидают, что более высокие уровни сохранятся, поскольку запасы остаются низкими», – говорит он.
Увеличение мировых цен на чай примерно 10-15% было в 2024 г из-за неблагоприятных погоды в Кении и Шри- Ланке, напоминает Абелев.
– Подорожание будет менее резким, в диапазоне 5-10%, – считает он. Сейчас стоимость черного чая в стране составляет 1 353,2 рубля за кг против 1 254,4 рублей за кг годом ранее (+7,9%), информирует Леонов.
Общие для всех сырья для всех растворимых напитков моменты, отмечает Хромова, – сложности с логистикой и рабочей силой, возникшие в ходе эпидемии ковида, а также в результате глобальных конфликтов, рост потребления в новых регионах (в частности, в Азии стали пить не только больше кофе, но и премиального чая), предстоящее введение регламента EC EUDR по борьбе с обезлесением и деградацией земель (процесса, при котором земля по разным причинам становится менее здоровой и продуктивной).
Значимым стало удорожание кредитных ресурсов, продолжает Акопов. Для поддержания запасов и бесперебойного снабжения рынка сырьём компании вынуждены привлекать заёмные средства, и стоимость этих кредитов достигает 25-28% годовых. Такая нагрузка ощутимо давит на финансовые результаты всего бизнеса. «Еще одно направление давления – это рост всех сопутствующих расходов. Значительно увеличились фонд оплаты труда, стоимость логистики, упаковочных материалов, плёнки и прочих вторичных ресурсов, что также прямо отражается на конечной цене продукта», – добавляет Акопов.
Также кофе, чай и какао торгуются в долларах в США на международных биржах, поэтому ослабление рубля напрямую ведет к росту закупочных цен у всех российских импортеров, замечает Абелев.
– На чае это отразится в меньшей степени, чай частично в некоторых регионах выращивается в России. А по какао и кофе это ведет напрямую к росту цен. Колебания курса один из ключевых драйверов роста цен, – уверен эксперт.
– Потребителям нужно готовиться к новым ценовым реалиям, эпоха дешёвого кофе и шоколада точно завершается. С чаем не всё так однозначно, видимо, он также окажется в категории товаров со стабильно растущей стоимостью, но не так ощутимо, как какао и кофе, – заключает Абелев.