Би Эко? Петр Кабин рассказал об экологичной упаковке

Тренд на экологичность в нашей жизни – один из мощных драйверов последнего десятилетия экономически развитых стран – не обошел стороной и Россию. Согласно данным исследования Ipsos (одной из крупнейших международных исследовательских групп), проведенным в 2019 году, 31% российских потребителей готовы отказаться от товаров в упаковке, которую нельзя переработать. Несмотря на экономические сложности последних 5 лет, усугубленные пандемией Covid-19, компании продолжают искать возможности развития бизнеса в рамках заданного направления. О потенциале и перспективах рынка экологической упаковки рассказал в свежем номере КИЧ | 6  владелец компании «ПолиКап» Петр Кабин. Полную версию интервью вы можете найти по ссылке.

Петр Кабин, владелец компании «ПолиКап». Родился в 1994_году, выпускник Высшей школы экономики факультет МИЭФ (программа двух дипломов ВШЭ и LSE)по специальности банковское дело и финансы.  
В ходе учебы стажировался в банковской сфере, Минфине, понял, что это «не его» и попробовал себя в реальном секторе экономики: в начале в «Сибуре», где работал     с сырьем для пластиковой тары, а затем в группе Segezha, где дорос до директора по продажам бумаги для упаковочной индустрии, отвечая за 80% продукции всей группы в объеме 40 млрд. рублей/год и работал с более 60 странами-контрагентами.

– Не будем спрашивать, почему вы решили заняться упаковкой – учитывая ваш бэкграунд, это более или менее понятно. Спросим, почему вы выбрали именно эконаправление? Ведь несмотря на то, что треть россиян готовы отказаться от товаров в неперабатываемой упаковке, только 2% из них готовы что-то для этого предпринять со своей стороны.   

– На протяжении нескольких лет занимаясь продажей сырья для упаковки     в крупных компаниях и общаясь как с местными игроками, так и с глобальными клиентами, такими как «Кока-Кола» и «Пепси», я уже тогда видел, как растет тема ответственного потребления, какие меры налогового стимулирования предпринимают экономически развитые страны, как меняется потребитель. Потом, позже, когда я занимался продажей бумаги в компании, которая входит в топ-3 производителей мешочной крафтовой бумаги в мире, ездил по странам и анализировал в том числе международный опыт, у меня постепенно стало формироваться понимание того, чем я хочу заняться, когда начну собственное дело. А ведь опыт в разных странах очень показательный: в Индии – пластиковая упаковка является серьёзной экологической проблемой, а в соседнем очень бедном Пакистане пластик просто запрещен и это, в хорошем смысле, очень бросается в глаза в сравнении с той же Индией. В Эль-Сальвадоре, Гватемале – тоже не очень богатых странах, вводятся те или иные стимулирующие меры, чтобы убрать из оборота пластиковые пакеты и заменить их бумажными, не использовать в офисах и фитнес-залах пластиковые стаканы, заменив их бумажными конусовидными и т.п. И главное, я видел, что это позитивно воспринимается населением.

- И вы подумали – а чем мы хуже?  

– Абсолютно верно! Россия имеет гораздо больший потенциал в этой теме, так как у нас очень прогрессивное общество, особенно молодые предприниматели. Кстати, именно последнее стало одним из основных факторов для выбора продукта, с которым я решил выйти на наш рынок. Ведь владельцами кофеен в основным являются молодые ребята, такие же, как я (смеется).   

– То есть с самого начала поняли, что «ваше дело в крышке»?  

- Зачет! (смеется)

Признаюсь, что не сразу. Сначала в моем фокусе был более понятный и близкий мне бизнес: заменить пластиковые стаканы на бумажные конусовидные , но после общения с большим количеством знакомых дистрибьютеров  и производителей     воды, мне стало ясно, что они не готовы были отказываться от уже устоявшихся бизнес-практик с пластиком. Я также тестировал бумажные пакеты для мусора. Но увы, пришлось придумать обходной маневр. И вот тогда я осознал, что «мое дело – в крышке».  <…>

– И это, как мы понимаем, прямо перед пандемией?  

- Да, несмотря на уже надвигавшиеся тучи, мы решили не останавливаться. Сформировали команду, начали отстраивать бизнес-процессы, закупили уже несколько миллионов крышек и в мае приступили к продажам.  <…>

– А как вы оцениваете рынок экологической упаковки?  

– Пока говорить сложно, эта ниша находится в динамичном развитии. Я слышал некоторые экспертные оценки за 2019 год, указывающие на то, что на рынок одноразовой посуды из пластика приходится около 80%, а остальное – на экологические виды упаковок. Но картина меняется очень быстро. Например, у нас, несмотря на пандемию, ежемесячно фиксируется аномальный рост продаж. При этом, надо учитывать, что и весь рынок не стоит на месте и растет. То есть изначально база низкая. Посмотрите, как в нашей стране выросла популярность кофе – в прошлом году объем его потребления обогнал традиционный чай. При этом у нас среднедушевое потребление составляет всего 2 кг в год, а в той же Финляндии – 12 кг/год. Представляете, какой еще потенциал остается невостребованным?!   

Новое поколение сейчас сменило приоритеты от долгосрочных к краткосрочным – вперед вышло текущее потребление, отдых, развлечения, вместо тех целей, которые двигали поколение наших родителей – квартира, дача, машина и т.п.  <…>

– А где в основном производят экоупаковку, которая продается в России?   

– Как я уже говорил, наша крышка производится в Китае, на самом, наверное, крутом в мире заводе. Там внедрена самая совершенная и уникальная на сегодня технология, позволяющая добиваться самого высокого качества при относительно низкой себестоимости. Мы, например, сравнивали крышки, произведенные в Англии, с нашими – это небо и земля. Аналогичных производств полного цикла в России нет, и вряд ли они появятся в ближайшее время.   

А вот по стаканчикам это уже будет производство полного цикла в нашей стране, от печати до доставки клиенту.  

– Это то, которое вы запускаете в следующем году? И что, даже кризис не помешал процессу?   

– Точку невозврата мы прошли уже давно, еще до кризиса. На самом деле, я считаю, и сейчас я даже больше уверен в том, что такое производство в России имеет больше плюсов, чем минусов. И по себестоимости, и по стоимости электричества, и по экспортному потенциалу. Да и потому, что рынок у нас растущий. <…>

– Вы сказали про себестоимость, а можете уточнить, какова экономика по вашим продуктам?  

– Для начала нужно пояснить разницу между пластиком и бумагой. Вот если взять по крышке: пластиковая весит 1,5-2 грамма, а наша – порядка 5 граммов. В весе в 2-2,5 раза больше. Сам пластик для крышек – обычно это вторичка. Да и инвестиции в производство пластиковых крышек – от 5-7 тысяч долларов. Отсюда себестоимость пластиковой крышки – 10-15 копеек. Теперь смотрим на бумажный материал. Капекс (капитальные расходы) даже для не очень качественного производства – это несколько миллионов долларов. А наши китайцы, отмечу, вложили в него 150 миллионов долларов. Теперь сырье. Первичная целлюлоза. И, конечно, вес. И получается, что производство нашей крышки в себестоимости в 10-15 раз дороже.  

– Ого?.. И как же конкурировать?  

– Мы продаем с минимальной маржой, и поэтому у нас разница в цене с пластиком получается в 2-2,5 раза. Именно поэтому мы не работаем с дистрибьютерами, а поставляем клиентам напрямую – снижаем наценку, как можем. И чудес в такой экономике быть не может. Разве что, как в Европе, если введут налог на пластик, тогда цена выровняется.  

Но давайте посмотрим на все с другой стороны. 20-30 лет назад полимеры сделали революцию во многих отраслях: в автомобилестронении, замене труб и многих других направлениях. С точки зрения долговечности – ему нет альтернативы. Но если мы говорим про использование пластика в одноразовых целях – то… в океане плавают целые пластиковые острова… это же катастрофа. Пластик разлагается 1000 лет (и этого еще никто не видел), а наша крышка – за 90 дней. Чувствуете разницу и последствия?  

Поэтому, исходя из себестоимости, да, пластиковая крышка продается дешевле – по 1-1,5 рубля, а мы нашу экологическую продаем по 3-3,5 рубля. На первый взгляд выглядит ужасно, но смотрите: средняя кофейня потребляет около 3000 крышек в месяц – это 6000 рублей, делим на 30 дней – это 200 рублей в день дополнительных расходов для кофейни. Что это такое – час работы бариста или одна настройка эспрессо-машины. То есть, когда начинаешь раскладывать эти расходы на месяц/день, то все выглядит не так страшно. А учитывая миссию, в решении которой таким образом человек или кофейня принимает участие, получается даже наоборот!  <…>

– Интересная деталь: судя по вашей клиентской географии, вы в основном работаете с регионами. Как вам это удается? Такого рода проекты, имеющие социальную составляющую, скорее получают больше шансов развиваться в экономически наиболее развитых местах, в той же Москве.  

– Знаете, Москва, конечно, по своему уровню жизни серьезно оторвалась от остальной России. Тут, особенно в пределах садового кольца, проблемы с мусором нет. А вот достаточно отъехать на 200 км, чтобы понять: там совершенно другая картина. В регионах пластик везде – в реках, полях, вдоль дорог… Острейшая проблема. Люди, владельцы бизнесов, с которыми мы работаем, все это видят, и поэтому отклик от них значительно сильнее. Они хотят что-то поменять вокруг себя. У них другая, более конкретная мотивация, что ли. Фактически люди в регионах решают свою проблему, руководствуясь, с одной стороны, бизнес-интересом, а с другой – социальной ответственностью. Для Москвы же - это, скорее всего, пока такой модный тренд. Но мы здесь тоже работаем, пытаемся людей вовлекать. У нас здесь около 100 кофеен, обеспечивающих порядка 30% продаж, но скорость движения в регионах у нас значительно выше…

Продолжение в свежем выпуске.

Exit mobile version