Один из бесплатных методов более динамичного профессионального роста — это наставничество. И неожиданным решением и заметным скачком в росте будет не только поиск наставников для себя, но и одновременное наставничество других. Причём эффект этих двух процессов будет наиболее мощным, если активно применять оба.
Как это работает?
МЕНТОР. Очевидно, что обучаясь у более опытных коллег или профессионалов индустрии, вы перенимаете их опыт и стиль работы. Часто мы находимся в постоянном поиске «того самого и единственного», кто научит нас «всему и сразу».
Иногда мы находим пример для подражания, но его уровень так высок, что даже не рискуем подойти, а просто любуемся издалека, и думаем, что когда-нибудь случайно окажемся рядом, завалим сотней вопросов, почему-то думая, что нам обязательно на все сразу ответят.
Это так не работает:
- Во-первых, надо избавиться от иллюзии, что нужен только «самый-самый» и больше вам «никто не подойдёт». Осмотритесь по сторонам: кто-то вас восхищает легкостью общения, кто-то техничностью работы, кто-то глубиной знаний, кто-то находчивостью… У вас может быть собирательный образ желаемых профессиональных компетенций, что в реальной жизни одновременно могут и не встречаться. Но зато они есть у разных людей, иногда из смежных или совсем несвязанных с вашей индустрией специальностей. У каждого из них вы можете научиться как развить эти навыки, или, наоборот, найти примеры, какие вам точно не подходят, и какие решения для вас не допустимы.
- Во-вторых, принять тот факт, что менторство — это не игра в вопрос-ответ, а это именно насмотренность. Вы наблюдаете за работой других, за принятием решений в разных ситуациях и разной сложности, решений похожих задач в разных условиях, решения одной и той же проблемы для разных людей. Это практический опыт применения академических знаний. Вы изучаете, как используют в действительности навыки, гибкие и жесткие, и это будет почвой для вашего профессионального роста.
- В-третьих, надо не бояться заявить о себе. Написать личное письмо, сообщение, смс, отправить заявку во все интересные вам проекты. Попроситься за опыт и знания бесплатно участвовать как помощник, или стать тенью, или взять на себя ответственность и рискнуть взяться за работу под управлением вашего ментора.
- В-четвёртых, надо забыть о своей гордости, миллионах заслуг и регалий, а стать самым искренним, самым открытым, самым работоспособным подмастерье, готовым менять старые привычки или непрерывно расти.
ВЫ — НАСТАВНИК
Как это не покажется странным, но если вы хотите разобраться в какой-то теме глубже, или проверить свою подготовку — попробуйте кого-нибудь обучить.
Что ещё полезного в работе наставника:
- Первое. Двойные стандарты не допустимы в таком формате работе. Когда на тебя смотрят в ожидании не только “нужных слов”, но и “правильного поведения”, соответствующего сказанному ранее, приходится постоянно следить за собой. Здесь нет идеального рабочего пространства учебного класса. У вас нет времени взять паузу и обдумать варианты. У вас непрерывный поток задач, дел, заказов, чеков, гостей, поставок, проверок, поломок и т.д. … и со всем этим наплывом надо успеть работать высоко профессионально, расставляя приоритеты, иногда выходя за рамки свода правил, а творчески используя свой опыт и знания.
- Второе. Вырабатывается привычка к самоанализу. Как правило, далеко не все склонны к рефлексии. А в случае взаимодействия с учеником, вам придется анализировать свои действия, свои сильные и слабые стороны. Это возможность встретиться не только с обучаемым и собой, и обозначить цели и построить планы роста обоих.
- Третье. Систематизация и алгоритмизация своих рабочих процессов. Добиваясь мастерства, чаще всего работа построена на некотором интуитивном подходе. Можно добиваться идеала с ощущением, что это все само собой. Но это не так. В каждой работе можно выделить четкие шаги для достижения не только успешного, но и стабильного результата, и методы нивелирования конфликтов, избегания повторения ошибок. И вы либо выведете систему до начала обучения, либо вы будете следовать предложенной программе обучения, либо в процессе наставничества взгляд на свою работу поменяется, выполняя свои задачи руками других.
СИНЕРГИЯ ПРОЦЕССОВ
Определите, какие именно качества вас больше всего впечатляют, и возможно, что-то вы можете развить и без личного контакта, просто требуется самодисциплина.
А дальше напишите всем, кого видите своим ментором. Вы ничего не потеряете, если получите отказ.
А если вы получите положительный ответ, то имейте в виду, что результат и продолжительность сотрудничества зависит полностью от вас. Вам просто предоставляют возможность короткого общения или наблюдения за работой. Никто обучать вас не будет, если это не прописанная часть программы адаптации в компании. Используйте каждую минуту и каждую встречу с умом.
Не упустите из вида ничего. Для каждого решения найдите объяснение или узнайте причины выбора.
Параллельно составьте список тех, компетенций, что у вас сильнее развиты по оценке вашего окружения. И не бойтесь стать чьим-то наставником, если именно по этой причине к вам тянутся люди. Каждое такое общение бесценно, и определяет именно ваш опыт.
- это может быть просто совет
- это может быть просто незаметное следование тенью
- это может быть бесплатная активная помощь в проекте
- это может быть проведение грандиозного благотворительного мероприятия
- это помощь другим и взгляд на себя
Вы вкладываете своё время и получаете возможность роста компетенций.
И этот опыт тут же внедряете в работу, в том числе, показывая пример тем, кто за вами наблюдает.
Именно так вы зафиксируете новые привычки, создадите свой неподражаемый стиль работы.