Главный судья ТМС Юлия Малышева о чае, жизни и соревнованиях 

Текст: Алёна Величко 

 2024 год принес Tea Masters Cup (ТМС) изменения не только в правилах его проведения, но и в составе судейской команды: в качестве главного судьи чемпионата Елену Иванову сменила Юлия Малышева. Юлия является чайным экспертом, преподавателем института Конфуция РГГУ, она прошла долгий путь в чае и познала многие грани чайного мастерства.  
В своем интервью Юлия говорит о том, как сложился ее путь в чае, о взглядах на жизнь и чай, а также мыслях по поводу последнего отборочного ТМС в Казани. 

— Юля, прежде чем мы поговорим о ТМС, хотелось бы поближе познакомить читателей с вами как с чайным экспертом. Многие уже знают вас, а кто-то, возможно, слышит о вас впервые, поэтому начнем с самого начала вашего чайного пути. У каждого человека он начинается и разворачивается по-своему, и отсчет может начинаться с разных временных точек. Как это происходило в вашем случае? 

— У нас в семье все очень любили чай. Мои первые воспоминания о вкусном чае – это то, как моя прабабушка его заваривала утром, очень крепкий, с сахаром. Но вот именно с китайским чаем я познакомилась где-то в начале 2000-х, благодаря моей замечательной подруге Екатерине, которая много лет проработала в клубе чайной культуры в саду Эрмитаж. Она как-то предложила мне сходить на чаепитие в этот клуб, оказавшийся совершенно удивительным местом, оформленным в китайском стиле, где мастер заваривал чай в маленькой посуде. И вот, в моей офисной жизни появился чай. До того, как я начала заниматься чаем, я 15 лет проработала в офисе. Первую чайную школу я окончила в 2009 году в Музее чая в Боярском переулке, и хозяйка этого чайного клуба Надежда во многом определила всё моё последующее отношение к чаю и к чайной традиции, заложив важные для меня основы. Я до сих пор за это ей очень благодарна, потому что, наверное, без этой чайной школы мой путь в чай был бы немного другим. Там же, в Музее чая, я закончила школу Шамиля Пию, где внимание уделялось эстетике приготовления чая и движениям. Шамиль для меня является примером чайного мастера, для которого чай не профессия, а образ жизни, существования, мышления, взаимоотношения с миром и с людьми. Очень значимая для меня фигура и замечательный учитель. Мне невероятно везло с людьми, с учителями. Мне много у кого удалось поучиться: у Сергея Фыко, у Сергея Борисовича Мстиславского, благодаря лекциям которого я узнала больше об истории чая в Китае. И эта история оказалась увлекательной, как детективный роман, стала фокусом моего интереса. Очень хотелось бы сказать спасибо Сергею Анатольевичу Кошеверову за его лекции и семинары, которые всегда очень продвигали меня в чайной теме. Запомнилась школа Сергея Евгеньевича Андреева. Несмотря на то, что я к нему на чайную школу попала, когда уже сама была преподавателем, это оказалось очень своевременно и помогло увидеть какие-то интересные аспекты в том, что уже давно знаешь. Думаю, этот эффект «всматривания» в давно знакомое и видение новых аспектов — вообще для чайной сферы характерно. Общение с Сергеем Владимировичем Хорольским каждый раз приносит массу впечатлений и новых знаний. Попить чай с Иваном Соколовым всегда мне очень ценно, и его книги у меня дома все в закладках. Тоже считаю его одним из своих учителей, очень интересным и приятным человеком. 

— А как вы попали в институт Конфуция РГГУ?  

— В конце 2010 года мне предложили вести там чайные встречи, я согласилась и продолжаю проводить их до сих пор. Это такие свободные, открытые, бесплатные встречи, на которые может прийти абсолютно любой человек. У нас в гостях бывают люди, которые делятся своими знаниями и опытом. Мы пробуем разные сорта чая, но главное — это возможность людям встретиться и обсудить что-то, очень многие из них потом становятся друзьями и встречаются уже вне чайных встреч. Это был совершенно необычный, но очень удачный опыт. Позднее, в 2013 году в институте Конфуция РГГУ у нас появился учебный курс по чаю, который называется «Китайская и мировая чайная культура: история и практика». Сейчас этот курс рассчитан на 96 учебных часов, и я считаю его базовым и очень интересным. В отличие от встреч там есть лекции, практические занятия, домашние задания, тесты, контрольные, экзамен в конце и сертификат РГГУ. 
— Получается, что чай у вас является основным занятием и профессиональной деятельностью уже как минимум лет 10? 

— Совершенно верно. Чуть больше 10 лет я занимаюсь только чаем. Работала в торговом доме «Сергей и Ко», несколько лет работала в компании «Мой чай» и одновременно с этим проводила чайные встречи и преподавала в Институте Конфуция РГГУ, участвовала в разных мероприятиях, связанных именно с чаем. А последние пару лет я работаю только в Институте Конфуция РГГУ, совмещая занятия по чаю и некоторые административные обязанности, которых тоже очень много. В институте мы проводим много разных мероприятий, которые посвящены китайскому языку и культуре, и я получаю большое удовольствие, занимаясь организацией этих мероприятий вместе с моими замечательными коллегами. Особая благодарность директору Института Конфуция РГГУ Тарасу Викторовичу Ивченко, который все эти годы очень меня поддерживал с моими начинаниями и помогал во многом. Мне также очень важно и приятно, что и руководство Института Конфуции РГГУ, и мои коллеги очень поддерживают нашу чайную тему. В нашем коллективе все очень большие любители чая. 

— Можно казать, что в вашей жизни были все грани чайного мастерства. Что это дало вам как профессионалу? 

Да, мне очень повезло, что в моей работе было много разных аспектов. Я поработала и продавцом чая за прилавком, заваривала чай в чайных клубах, проводила мероприятия, посвящённые чаю, читала лекции, преподавала чай во внутренней чайной школе будущим работникам чайных клубов и чайных магазинов, была участницей и судьей ТМС. Это дало мне возможность посмотреть на чай и людей, которые интересуются чаем, с разных точек зрения, узнать, что им интересно и нужно, какие вопросы они задают.  


— Как бы вы описали свою целевую группу? 

— Я провожу мероприятия для разных групп. Есть мероприятия для школьников, студентов, изучающих китайский язык или не изучающих китайский язык. Мероприятия для широкого круга людей, которые интересуются чаем или китайской культурой. Время от времени стараюсь проводить мероприятия в том месте, где живу, в Подмосковье. Я считаю, что надо что-то делать для того места, где мы живем. Я с удовольствием всегда договариваюсь с библиотеками или социальными центрами, провожу там небольшие мероприятия, рассказываю о чае и чайных традициях. Это получает отклик у людей. 

— А чем особенно вам интересен чай? 
— Чай мне интересен как один из лучших коммуникаторов, если не самый лучший. Взять, к примеру, меня. Одни люди меня привели в чай, познакомили с чаем, потом через чай я знакомлюсь с другими людьми, а потом эти люди опять ознакомят меня с каким-то новым чаем и так далее. Это такая непрерывная цепочка, и участвовать в ней очень здорово и интересно. На мой взгляд чайное сообщество – это сообщество совершенно потрясающих людей, общаться с которыми особое удовольствие. Мне вообще везло на людей, с которыми я познакомилась в чайной сфере.  

Чай я также считаю одним из прекрасных инструментов для развития разных качеств, для каждого своих. Для кого-то это будет внимательность, а кому-то поможет развить обоняние и свой вкус, кому-то поможет лучше общаться с людьми, а кому-то понять и слушать самого себя и свои ощущения. Предложить людям этот инструмент я считаю одной из своих задач. Не обязательно, что они его возьмут, и чай останется для них просто вкусным, ароматным и полезным напитком. Это тоже очень хорошо, и я рада этому. Но возможно, кто-то из этих людей откроет и другие горизонты вместе с чаем. Еще я бы добавила, что с помощью чая и чайной посуды в нашу повседневность проникает много интересной эстетики. 
Все это не означает, конечно же, что все люди должны обязательно пить только чай. К счастью, в мире существует огромное количество всяких вкусных, ароматных и полезных напитков. Однако стоит узнавать и про другие функции чая, и тогда он становится особенным напитком.  

— А есть ли какие-то смежные с чаем темы помимо истории, которые особенно вас интересуют?  


— Обучение в школе востоковеда в Музее Востока я считаю очень важным моментом в своем чайном образовании. Хотя школа востоковеда не про чай, но тем не менее для меня было очень много полезного в этом курсе. Я очень благодарна моим преподавателям руководителю школы востоковеда Екатерине Александровне Сематовой и Ольге Ивановне Сухаревич. Я до сих пор стараюсь время от времени организовывать у нас в Институте Конфуция РГГУ экскурсии в Музей Востока к этим замечательным экскурсоводам. 

— Вам наверняка задают вопрос про любимый чай, что вы обычно отвечаете? 


— По поводу любимого чая, я думаю, что не буду оригинальна, если отвечу, как и многие профессионалы, что предпочитаю разный чай в разные сезоны. Белый или зелёный — летом, осень для меня пора гуандунских Дань цунов. У меня есть и мой новогодний чай – сорт чая, который я уже много лет неизменно завариваю в новогоднюю ночь. Не знаю, почему так получилось, но именно этот чай для меня является символом праздника, потому что он искрящийся, яркий, насыщенный, многогранный. Наверное, мне хочется, чтобы следующий год был таким же, и поэтому я неизменно завариваю этот сорт. Это красный чай Джу Хай Цзинь Я (Бамбуковое море), почечный исинский сорт, очень вкусный, ароматный, удивительный. 

— А какая чайная традиция вам ближе всего по духу?  

— Мне ближе всего чайная традиция, которая сложилась в наших чайных клубах. Она основывается, конечно же, на китайской чайной традиции, но всё-таки от китайской она значительно отличается. И мне она очень нравится, потому что позволяет, с одной стороны, хорошо, вкусно, ароматно заварить чай, представить его гостям, и в то же время, как и в китайской традиции, нет жёстких догм, правил, которым должны следовать заваривающие. И заваривающий может почувствовать себя художником, творцом в какой-то мере и выразить свои пожелания, свои ощущения, свои мысли на чайной доске. Это очень творческий акт, и мне эта традиция тоже очень нравится.  

Недавно в одной статье я прочитала, что заваривание на чабани с маленькой посудой – это для чайных клубов и каких-то особых случаев, а дома или на работе заваривать чай стоит попроще. Я задумалась, а как же я пью чай, если это не чайный клуб, а я просто работаю на компьютере дома или на работе. И оказалось, что чаще всего я всё-таки использую исинский чайник или гайвань. То есть этот вариант оказался для меня удобным просто для повседневного чаепития. Значит, именно такая практика – не что-то надуманное, это действительно практично, можно использовать каждый день, а не только для каких-то особых случаев. 

— Когда вы впервые участвовали в ТМС? И каково ваше отношение к этим соревнованиям? 

— Впервые это случилось в 2013 году, когда были совершенно другие правила, и соревнования были тоже немного другие. Я помню их прежде всего как ощущение праздника, какого-то всеобщего радостного настроения, без соперничества. Все со всеми общались, всем очень интересно было кого-то увидеть, что-то узнать и с кем-то познакомиться. Этот вопрос — про уместность соревновательности в чайной теме — поднимается очень часто. Я считаю, что такая форма безусловно уместна. Не вижу в этом ничего отрицательного, напротив, очень много разных плюсов для чайной сферы и мастеров. Думаю, что такие соревнования – замечательная возможность пообщаться с разными мастерами, познакомиться людям из разных городов. Чайное сообщество совершенно удивительное, и чайные люди с удовольствием делятся своим опытом, знаниями, находками. Поэтому фактически все для всех могут быть и учителями, и источниками информации. В этом смысле чайные люди очень щедрые.  
И так как на таких мероприятиях много рассказывается про чай, то абсолютно все, кто пришел, вне зависимости от уровня погружения в чай, могут для себя открыть очень много нового и интересного, полюбоваться на то, как готовят чай чайные мастера. Вот такая информационная функция тоже очень важна.  

— Если кто-то считает себя профессионалам, зачем ему идти на ТМС? 

— Это отличный способ проверить себя как профессионала. Например, выйти и приготовить чай на суд жюри и получить высокие оценки. Что касается категории титестинга, на которую приходит много людей, видимо считая, что тут не надо готовиться, то если ты считаешь себя профессионалом в чае, наверное, тоже должен показать какие-то хорошие результаты, проверить себя. Решение попробовать свои силы в этом соревновании может побудить наших чайных мастеров к дальнейшему развитию, тренировкам, обучению, саморазвитию в профессиональной сфере. И с этой точки зрения участие в TMC может сыграть важную роль именно для повышения уровня профессионализма. 

— Как вы оцениваете свой судейский опыт на ТМС? 


— За последние годы я несколько раз участвовала в судействе. Один раз была на региональном московском отборочном туре и несколько раз в российском финале. Каждый раз самое интересное было, конечно же, наблюдать выступления участников, потому что все очень разные, по-своему преподносят чай и свои навыки. Ну и второй момент – это, безусловно, общение с судейской коллегией — познавательно и очень полезно. 

— И мы подобрались к одному из главных вопросов, интересующих многих, – как вы себя ощущаете в роли главного судьи, которым вы стали в этом году, и какие изменения произошли в правилах для судей? 


— В роли главного судьи я себя только-только начинаю осознавать. Ситуация еще непроста для меня тем, что достаточно существенно поменялись правила судейства на соревнованиях. Основные изменения в правилах касаются именно судейства. Теперь разделились функции главного и технического судей. Теперь это разные люди, а раньше обе роли совмещал главный судья. И теперь главный судья участвует в оценке выступления на соревновании по приготовлению чая. Задачей главного судьи стало  помимо вынесения собственной оценки еще и согласование мнения всех судей. 
Сейчас более чётко, чем раньше, определены критерии, по которым судьи оценивают выступления участников. А при обсуждении выступления каждого участника, судьи стремятся к консенсусу именно в подходах к оценке выступлений. 
Кроме того, изменения в правилах коснулись и выбора самой судейской коллегии. Теперь в ее составе могут быть только сертифицированные судьи. Это позволяет всем нам быть уверенными в том, что судьи хорошо знают правила, регламент чемпионата и серьезно относятся к судейству и оценке выступления. 

— Как вы оцениваете региональный отборочный этап в Казани, который прошел впервые по новым правилам, и где вы выступали главным судьей? 

— Я думаю, что изменения оказались интересными. Во всяком случае, работа судейской коллегии в этот раз для меня очень отличалась от всех предыдущих. Конечно, судьи оценивают все с точки зрения своего личного опыта, но в то же время мы стараемся быть объективными и непредвзятыми, одинаково подходя к оценке разных параметров выступления участника. 
На отборочном туре в Казани понравилось, что все участники были очень разными. У всех была какая-то изюминка в выступлении. Я считаю, что если мастер решился участвовать в соревновании и представить своё искусство на суд других людей, это уже победа. Поэтому я всегда с большим удовольствием наблюдаю выступления всех участников. В Казани запомнилась девушка, которая заняла второе место, присоединилась буквально за полчаса до начала соревнования, по жеребьевке стала первой выступающей и выступила очень достойно Потрясающий самовар был у участника из Москвы для приготовления организаторского чая. Очень интересная идея была у победительницы Элины с подачей мастерского чая в маленьких гайванях. А на второй день во время титестинга ведущая Ганна Яр устроила викторину с очень интересными вопросами про чай, и многие зрители узнали о чае массу нового для себя. 

Надо отметить, что соревнование в категории титестинга традиционно было многолюдным и оказалось очень эмоционально напряжённым. Наблюдалась действительно борьба между участниками, до последнего момента было неясно, кто займёт первое место. 
Хочется отметить замечательную работу судейской коллегии. Было очень интересно обсуждать с судьями выступления участников, узнавать, кто на что больше обращает внимание. У нас всех немного разный профессиональный опыт, и было интересно в каком-то смысле им друг с другом поделиться. Для меня было очень показательно, что по окончании соревнований мы всё никак не могли разойтись, продолжали пить чай и что-то обсуждать. И это, наверное, одна из задач ТМС — познакомить профессионалов из разных городов, обменяться мнениями, завязать какие-то новые дружеские связи. И я хотела бы сказать ещё раз огромное спасибо судьям, которые принимали участие и так серьёзно и внимательно отнеслись к своим обязанностям. 
В этот раз на отборочном туре в Казани в категории приготовления чая участников было немного, и это позволило нам лучше попробовать изменения в правилах в реальности. Хочется отметить, что распределение мест среди участников в результате получилось совершенно единогласным. И споров о том, кто из участников занимает какое место, не было. 
По результатам отборочного соревнования в Казани мы с Организационным комитетом обсуждали результаты и то, как прошли соревнования, какие были сложности и тонкости. 
Вот сделали для себя какие-то выводы, на что стоит обратить больше внимания к финалу. Так что, в принципе, с этой точки зрения отборочный тур в Казани был, конечно, очень полезен. И скорее всего, мы внесём какие-то технические изменения, а каких-то существенных изменений сейчас уже в правилах быть не должно. 

— Что хотелось бы пожелать чайным профессионалам и любителям?  

— Мне хотелось бы сказать, что я была бы очень рада, если как можно больше молодых чайных мастеров принимали бы участие в TMC, так как это дает массу возможностей. Вне зависимости от того, как судья оценит ваше выступление, какое место займет молодой мастер, все равно это будет большой плюс в вашем развитии на профессиональном пути. 
Второй важный момент, что участие в таких соревнованиях – это действительно проверка мастерства и хороший приятный стимул развиваться дальше, развивать свои навыки и, возможно, участвовать потом и занять какое-то лучшее место. Не стоит забывать, что на таких соревнованиях присутствуют частенько и возможные работодатели, а для молодого мастера это возможность заинтересовать собой каких-то владельцев чайных клубов, кафе, ресторанов и найти хорошее место работы. 
Для мастеров это возможность познакомиться с другими профессионалами, обменяться опытом, завязать полезные знакомства. Во время выступлений у мастеров есть возможность больше рассказать людям о чае, высказать своё видение и мысли. Если мы все заинтересованы в том, чтобы как можно больше людей узнало о чае, чайных традициях, возможностях, то участие в таких соревнованиях – это замечательный шаг на этом пути.  

Подробнее узнать о чемпионате Tea Masters Cup можно на этой странице.
Следите за новостями соревнования в группе Вконтакте и канале в Telegram.

Exit mobile version