Анастасия Ваинская: «Самое главное для бариста – любить людей».

шаблон-новостей-для-сайта-www.coffeetea.ru-4

Бариста года о том, что считает важным в соревнованиях.

по материалам публикации в жунале КИЧ 2-2021

Анастасия работает тренером-бариста в компании Sibaristika и занимается кофе уже 10 лет, из них последние 6 – очень серьезно.  Начинала как самоучка в Архангельске, а переехав в Питер, попала в такую профессиональную среду и активное коммьюнити, что с головой ушла в это дело. И влюбилась она в кофе именно из-за удивительного вдохновения, которое испытала, глядя на горящие глаза выступающих на кофейном чемпионате. Ей стало интересно узнать, почему так происходит. Теперь она сама зажигает глаза и сердца. Завоевавшая титул «Бариста года 2020» рассказала нам о том, что она считает самым  важным при подготовке к соревнованиям бариста и в этой профессии в целом.

Я влюбилась в кофе, потому что увидела однажды много влюбленных в него людей. И это мой главный мотивирующий фактор. Когда бывает упадок сил, я иду и общаюсь с единомышленниками, снова и снова вдохновляясь их знанием и любовью к продукту. Мир кофе для меня это прежде всего про сообщество. Именно поэтому я не могу отсюда уйти, люди возвращают меня снова и снова в индустрию. Это нескончаемый ресурс.

А теперь о том, что помогает победить на чемпионате

Победить помогает опыт.
Я мало верю в то, что без бэкграунда можно отлично выступить, потому что всегда есть волнение. И справиться с ним можно только в одном случае.

Тренировка, тренировка и еще раз тренировка.
Ни опыт, ни очарование не помогут, если не было тренировки в конкретной дисциплине. Мы перед чемпионатом готовились 2 месяца. Нас было двое, мы друг друга поддерживали и помогали.

Важна поддержка команды.
На мой взгляд, работать в команде всегда получается качественнее и продуктивнее, чем в одиночку. Важно иметь команду, которая понимает твою концепцию. Они должны присутствовать и на подготовке, и на сборе на чемпионат, и на выступлении. Опять это про человеческий фактор. Возможно, есть одиночки, но им очень сложно, потому что объем работы колоссальный. Когда готовишься вдвоем и втроем, проще делегировать ответственность, собираться на мероприятие, а если нервы расшатаны, то и поддержать друг друга. Поэтому важно иметь и тренера, и помощника.

Прочитайте правила соревнований минимум 25 раз и следуйте им.
Организаторы много пишут про правила, уточняют их в регламенте, и это важно, чтобы понимать, чего не стоит ни в коем случае делать, и в чем состоят ваши права. Если в правилах чего-то нет, то есть связь с организаторами, и стоит задать им свой вопрос. У нас был чат с Юлией, организатором всей выставки CTCRE 2021, она находила время и отвечала на все вопросы. Это было очень ценно!

Добавлять индивидуальность. Я за то, чтобы учиться выделяться, чтобы судьи запомнили, и выступление было ярким, без ощущения, что все выступают под копирку. Индивидуальность может быть видна в концепции, речи, стиле – смотря какой чемпионат и правила. Под концепцию подбирается текст и напитки, а потом начинаются бесконечные тренировки.
В этом году, чтобы удивить судей, мы подготовили сложный рецепт на альтернативу и эспрессо. Хотелось сделать так, чтобы судьи запомнили и удивились, открыли для себя что-то новое.

У каждого есть своя сильная сторона.
У кого-то сильная сторона – это вкусы, оборудование, у других – аккуратность, отличные ораторские навыки. И когда выступаешь, надо владеть понемногу всем, но опираться на то, что самое лучшее. А остальные навыки тренировать.
Моя сильная сторона – это уверенность. Судьи даже отмечают это в своих листах. И это моя особенность: если я много тренируюсь, то в какой-то момент мне становится очень комфортно, на выступлении волнение уходит, и я получаю удовольствие. Когда ты выходишь выступать,  понимаешь, что уже ничего не исправить и надо верить, что работа была проделана не зря, поэтому пытаешься сделать так, чтобы судьям было приятно и хорошо. Мы же работаем в сфере гостеприимства.

Психологическое состояние во время выступления зависит от мотивации и качества подготовки. Невозможно везде подстелить соломку.
У меня все время что-то ломается во время выступлений, и заранее это продумать и подготовиться невозможно. Кофе – капризный продукт, поэтому надо быть готовой ко всему. И только на третьем чемпионате я стала немного успокаиваться и учиться принимать неожиданности, получать удовольствие. Когда я разобралась со своими эмоциями, стало легче. Я честно себе отвечала, зачем мне чемпионаты, чем я хочу на них поделиться, какие теории хочу проверить, страх чего хочу побороть, кому рассказать о своем кофе, зачем мне надо пообщаться с судьями, как мне показать себя. Главное понимать для себя ответы на все эти вопросы «зачем».
Все мои неудачные чемпионаты я воспринимаю как ступеньки к успешному опыту. Я не очень радуюсь, когда люди приходят на чемпионат просто, чтобы выступить, и не готовятся. Для меня это про неуважение, хотя раньше я так поступала сама, считая, что все в порядке. Но повторюсь, что когда ты  не готов, то выбить тебя из равновесия может любая мелочь.

Никакие знания о кофе не бывают лишними.
Спонсоры могут выбрать для конкурса любой кофе: любой страны, региона, обработки. Вы может быть привыкли к одному стилю обжарки, а приедет другой. Чем богаче опыт, тем легче работать с кофе и раскрыть его вкусовой потенциал.
Нужно уметь работать со вкусом, знать все техники, которыми можно извлечь вкус, все параметры, и уметь ими оперировать.
Важно описывать вкус, проводить калибровку с коллегами не только в рамках своей компании, но и многих других. Важно встречаться и дегустировать, постоянно пробовать и обсуждать. Если все делать одному, то высок риск необъективности. Это скажется на описании вкуса чашки, и оно может не совпасть с судейскими описаниями. Судьи постоянно общаются, взаимодействуют друг с другом, и у них есть строгие листы. Вы можете описать кофе вкусно, но это не будет правдой.

Главный фокус внимания в профессии бариста – на людях.
Очень важно любить людей и понимать, что если ты работаешь бариста, то работаешь для людей, которые приходят. Некоторые объясняют, что они стали бариста из-за своей любви к кофе, и потом стоят со сложным выражением лица и не особо приветливо смотрят на тех, кто пришел выпить кофе. Но на самом деле задача этой профессии – не показать, что ты знаешь больше, а ввести гостя в курс дела и рассказать о продукте. Без умения и желания общаться сложно быть бариста.
Кофе не было бы, и кофейных чемпионатов бы не было, если бы у потребителя не было интереса к кофе и желания его приобрести. Важно помнить об этом.

Exit mobile version