Цифровые кофейни: новый тренд на кофейном рынке

Цифровые кофейни

Кофейни — одна из самых бурно развивающихся отраслей, как в столице, так и в регионах. Картонные стаканчики за несколько последних лет вытеснили пивные бутылки, а кофе постепенно смещает чай и пиво с позиций главных национальных напитков. Времена, когда кофе был признаком принадлежности к элите, давно прошли, и сейчас он стал традиционным напитком среднего класса, который можно пить и дома, и на ходу, и в приятной компании.

Неудивительно, что кофейное дело привлекает предпринимателей. Кофейни всех видов и направлений растут как на дрожжах. Это и большие сети, и камерные заведения, и уличные ларьки, и безликие автоматы. В 2018 году международный портал Allegra World Coffee Portal опросил несколько сотен игроков рынка кофе из 24 стран мира и на основе полученных данных сделал прогноз: индустрию как в Европе, так и в России ждет бурный рост. Основной стимул – растущая любовь потребителей к «черному напитку». Среднестатистический взрослый россиянин выпивает 21 литр кофе в год, и эта цифра постоянно увеличивается. При этом несмотря на то, что в последние годы в сегменте кофеен наблюдался настоящий бум, спрос на готовый кофе значительно превышает предложение. В больших городах на каждые 100 тысяч человек приходится не более 20 кофеен, в городах среднего размера – всего 7-10. Аналитики оценивают потенциал российского рынка готового кофе в 1 трлн рублей, что в 7,6 больше текущих показателей.

Особенно быстро развивается сегмент take away. Это связано с относительно небольшими стартовыми инвестициями, а также новой парадигмой современной жизни: ключевыми факторами успеха становятся скорость, доступность и простота получения продукта. События последнего года только стимулировали этот тренд и дали толчок росту кофеен нового типа – бесконтактных. Здесь нет баристы и кассира, а кофе наливает кофемашина, что особенно важно в эпоху, когда любой контакт – это определенный риск для здоровья покупателя. 

В представлении обывателя бесконтактные кофейни – это традиционные вендинговые аппараты, которые можно встретить и в магазине, и в поликлинике, и в банке, и в аэропорту. Но очередей к таким автоматам уже давно не бывает, и перспективность бизнеса, связанного с традиционным вендингом, под большим вопросом. Этот формат постепенно сходит на нет: кофе там откровенно невкусный и не «вдохновляет» взыскательного потребителя ни своим качеством, ни подачей, ни комфортностью заказа.

Альтернативой устаревшим вендинговым аппаратам являются бесконтактные кофейни нового типа. Такие кофейни не только готовят напитки без участия человека, но и обладают весьма полезным «интеллектом». Это так называемые цифровые – digital кофейни, которые все делают самостоятельно: сами варят кофе, сами принимают оплату и выдают напиток, принимают заказы дистанционно и в силу своей бесконтактности могут работать при любых локдаунах и карантинах. К тому же таким кофейням не нужны никакие специальные разрешения и уголки потребителя: вся необходимая информация размещается прямо на мониторе. Этот факт заметно упрощает жизнь предпринимателей, которые лишены постоянного страха «наезда» со стороны контролирующих общепит инстанций (формально любые бесконтактные кофейни относятся к вендингу). У данного формата также отсутствуют и другие традиционные для «очного» формата риски, такие как человеческий фактор, сложная бухгалтерия, они просты в обслуживании. Если прибавить ко всем этим плюсам достаточно гуманные стартовые инвестиции (от 500 тыс. до 1 млн рублей в зависимости от функциональности и комплектации) и возможность быстрого старта, можно смело утверждать, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями бурного роста этого направления кофейного бизнеса.

Цифровые кофейни – удачное вложение как для начинающих предпринимателей, так и для опытных рестораторов и ритейлеров, которые ищут новое направление для альтернативных инвестиций и хочет диверсифицировать риски на случай форс-мажорных ситуаций, связанных с карантинами и запретами.

Куда податься предпринимателю, который рассматривает для себя возможность стать владельцем цифровой бесконтактной кофейни?

Сегодня на рынке представлено с десяток подобных решений. Среди самых популярных можно выделить семь: i-Coffee, CoffeeMaster, Lifehacker coffee, HoRoRo, “Доброе кафе”, iTeam Coffee и Cafesto. Все они – кофейни самообслуживания, которые полностью автоматизированы и работают без баристы. Отличаются они друг от друга качеством кофе, качеством кофемашин, количеством функций, уровнем интеллекта и сроками окупаемости.

Качество напитков

Здесь все зависит от качества зерна и молока. Только две из упомянутых кофеен применяют для приготовления специальные технологии обжарки зернового кофе – это i-Coffee и “Доброе кафе”. Качество кофе у этих компаний заметно выигрывает также благодаря использованию только свежего молока (остальные добавляют сухое). Кроме того, i-Coffee использует премиальное зерно 100% арабики. У Lifehacker coffee тоже зерно качественной обжарки, но при этом эта кофейня варит напитки исключительно на сухом молоке, что конечно же снижает их вкусовые качества. Остальные игроки закупают уже фасованный кофе у неизвестных поставщиков.

Поставка расходных материалов

Из семи участников обзора поставку всех расходных материалов для всех своих франчайзи в любой точке мира обеспечивает только i-Coffee.me. HoRoRo и Cafesto предлагают возможность поставки через своих поставщиков. CoffeeMaster, Lifehacker coffee не предоставляют такой возможности и оставляют решение этого вопроса за своими франчайзи. “Доброе кафе” работает только на своих расходных материалах и берет за них 25% от оборота кофейни.

Способ оплаты

Пять кофеен из семи (CoffeeMaster, Lifehacker coffee, iTeam Coffee, Cafesto и HoRoRo) принимают как наличные, так и электронные деньги. i-Coffee отказалась от кэша в пользу современных методов онлайн оплаты – в кофейне нет монетоприемника, зато цифровых способов оплаты предостаточно. Напиток здесь можно оплатить любыми цифровыми способами: банковской картой, Apple Pay и Google Pay, а также бонусами, которые покупатель накапливает в процессе покупок по программе лояльности. Также i-Coffee позволяет заказать кофе через мобильный телефон и забрать его на точке, отсканировав QR код с электронного чека. Аутсайдером остается кофейня “Доброе кафе”, которая принимает только наличную оплату.

Контроль деятельности

Большинство кофеен обеспечивают онлайн контроль основных бизнес-показателей и продаж на базовом уровне. Полную статистику и “умные данные” о клиентах и продажах предоставляет только i-Coffee, где имеются функции онлайн-мониторинга состояния кофейни и расходных материалов, температурного режима, а также видео аналитики происходящего вокруг кофейни – практически полноценное «машинное зрение». С его помощью можно отслеживать трафик посетителей и считать конверсию. Круглосуточный мониторинг позволяет контролировать наличие запасов и восполнять их в случае необходимости. Эта функция значительно облегчает жизнь хозяевам кофейни. В корнер интегрированы специальные датчики, которые мониторят температуру молока, а также количество всех продуктов и расходных материалов. Если температурный режим нарушается или запасы подходят к концу, система сразу же оповещает об этом владельца. Также у i-Coffee имеется уникальная технология автовозврата денег за некачественно налитый кофе, что особенно важно в режиме самообслуживания.

Маркетинг и система лояльности

Дополнительные бесплатные инструменты для работы с клиентами предоставляют только HoRoRo и i-Coffee. HoRoRo дает шаблонные маркетинговые материалы для продвижения бизнеса, i-Coffee – автоматически настраивает онлайн рекламу, собирает отзывы и оповещает о них владельца. Платформа умеет создавать цифровой профиль своих покупателей и на его основе искать в интернете новых пользователей.  Она сканирует в радиусе 1 км всех любителей кофе и присылает им оповещение о возможности получить подарок при посещении кофейной точки. Для удержания клиентов действует система лояльности с электронными картами, бонусами и умной системой PUSH-уведомлений. В момент первого заказа покупатель вводит свой номер телефона и получает онлайн бонусную карту, на которую ему возвращается кэшбек от каждой покупки. Также он может оформить подписку, например, на месяц или абонемент на 10 чашек со скидкой в 20% от стартовой цены. Остальные кофейни не имеют таких инструментов работы с клиентами.

Дополнительные преимущества (форматы)

i-Coffee.me, CoffeeMaster, Доброе кафе, Cafesto являются лидерами списка в данном опросе, так как позволяют добавлять к кофейне новые модули для расширения бизнеса и предоставляют своим франчайзи несколько вариантов комплектации. Так, у i-Coffee это продуктовый микромаркет, постамат и миникафе с обедами и завтраками на разогрев, а также кулинария. У CoffeeMaster – это отдельный вендинговый модуль с возможностью подбора ассортимента (кофе, кофе+продукты, кофе+продукты+горячие обеды). Доброе кафе и Cafesto предлагают два формата на выбор: “кофе” и “микромаркет” (кофе+продукты). При этом i-Coffee – единственная из всех – объединяет все модули в единую систему покупки и оплаты, тогда как остальные не связывает модули между собой. Lifehacker coffee, iTeam Coffee, и HoRoRo предоставляют лишь стандартные кофейни самообслуживания.

Стоимость и окупаемость

По данному критерию безоговорочно выигрывает кофейня i-Coffee.me, которая не требует от франчайзи паушального взноса и быстрее всех выходит на окупаемость – через 4 месяца. Паушального взноса также нет и у HoRoRo, но она отстает в рейтинге за счет более долгого срока окупаемости (8 месяцев). У остальных участников списка паушальный взнос составляет от 110 тыс. рублей (CoffeeMaster) до 355 тыс. рублей (Lifehacker coffee). CoffeeMaster также собирает дополнительный платеж – 2% на маркетинговое продвижение. Что касается окупаемости, то быстрее всего выйти на прибыль получится с i-Coffee и CoffeeMaster, у которых окупаемость начинается после четырех месяцев работы. У остальных данный срок больше – 7-10 месяцев.

Подводя итог, можно сделать вывод, что наиболее интересным вариантом с точки зрения соотношения цены и качества можно считать digital-кофейню i-Coffee: она не требует дополнительных вложений, имеет самый быстрый срок окупаемости, а также выгодно отличается от конкурентов за счет целого ряда преимуществ. Среди них:

Ее единственным недостатком по сравнению с конкурентами остается отсутствие монетоприемника. Но в условиях пандемии – это скорее плюс, так как это дополнительный способ обеспечить безопасность потребителей.

В любом случае, подбирая наиболее подходящий для вас вариант, обращайте отдельное внимание на отношение компании к бизнесу. Стоит работать с надежными партнерами, которые будут сопровождать вас на всех этапах работы и оперативно помогать решать проблемы. Также важно, чтобы ваш партнер развивал и модернизировал свой продукт, улучшая ПО и оборудование, тем самым делая свой и ваш бизнес эффективнее.

 CoffeeMasterДоброе кафеi-Coffee.meLifehacker coffeeiTeam CoffeeCafestoHoHoRo
Финансы  
Срок окупаемостиОт 4 месяцевОт 18-22 месяцевОт 4 месяцев7-10 месяцев6-12 месяцевЗакрытая информацияот 8 месяцев
Паушальный взносот 110 000 ₽300 000 ₽0 ₽355 000 ₽Закрытая информация100 000 ₽0 ₽
Прием платежей
Подключенные платежные системыЭквайринг и купюроприемникКупюроприемникЭквайрингЭквайринг и купюроприемникЭквайринг и купюроприемникЭквайринг и купюроприемникЭквайринг и купюроприемник
Контроль работы кофейни
Телеметрия и мониторинг бизнес-показателейнетнетЕстьнетнетнетнет
Онлайн мониторинг состояния кофейни и расходных материаловНетНетЕстьНетНетНетНет
ВидеоаналитикаНетНетЕстьНетНетНетНет
Маркетинг
Маркетинговый модульНетНетЕстьНетНетНетЧастично есть
Система лояльностиНетНетЕстьНетНетНетНет
Качество  и вкус кофе
Кофейные зернаПокупные фасованные зернаСобственные рецепты обжаркиСобственная технология обжарки зеренЗерна от топ-3 обжарщиков РФНе известноНе известноНе известно
МолокоСухое молокоНе известноСвежее молокоСухое молокоСухое молокоСухое молокоНе известно
Расходные материалы
Поставка расходных материаловНе предоставляют расходные материалы, необходимо договариваться с отдельными поставщикамиПоставляют и работают только на своих материалах и берут за них 25% от оборотаОбеспечивают поставку качественных расходных материалов для франчайзи в любую точку мираНе предоставляют расходные материалы, необходимо договариваться с отдельными поставщиками.Не известноПредлагают поставку расходных материаловПредлагают поставку материалов через своих поставщиков с выгодными ценами
ЭкологичностьНетНетДаНетНетНетНет
Форматы кофейни
Предлагаемые форматы кофейниПредлагают 3 формата: “кофе”, “кофе+продукты”, “MAX” (кофе+продукты+ обеды)2 формата: “кофе”, “микромаркет” (кофе + продукты)2 формата: “просто кофе”, “микромаркет” (кофе + продукты, обеды, кулинария)1 формат: “кофе”1 формат: “кофе”2 формата: “кофе”, “микромаркет” (кофе + продукты)1 формат: “кофе”

Спец.проект, автор материала – Сергей Филимонов.

Exit mobile version