Станислав Коротецкий, Floo family: «Формат кофейни – самый живучий»

Станислав Коротецуий

Группа Floo family, развивающая городское кафе «Сойка напела» и кофейню Floo, запустила третий формат – сеть небольших городских кофеен под брендом Tine. Сооснователь Floo family ресторатор Станислав Коротецкий рассказал о концепции новой сети, синергии с другими форматами группы и системе обучения бариста.

Расскажите в целом о вашей новой сети Tine – когда запущена, какова концепция, средняя площадь помещения, из чего состоит меню?

– Первое кафе Tine открылось в апреле 2022 года. Мы решили пойти в формат небольших кофеен, потому что видим перспективу их развития на московском рынке. Это современная городская кофейня, расположенная в проходимых удобных локациях, ориентированная на вкус, качество и людей. Это замкнутый цикл системы ценностей – люди делают продукт и атмосферу для людей.

Площадь – до 30 кв. м, крохотный формат, но с полноценным кофейным баром, догревочной станцией и посадочными местами.

Делаем пространство эргономичным, чтобы бариста, который по факту является еще и кассиром, продавцом и администратором, было удобно работать.

В кафе происходит доготовка блюд, которые мы поставляем с фабрики-кухни. Меню включает десерты, салаты, каши, сырники – традиционный набор современных кофеен.

Поставка блюд происходит ежедневно. Рано утром собственный транспорт развозит блюда по всем нашим заведениям.

Правильно ли я поняла – у вас централизованное собственное производство?

– У нас вертикально интегрированный бизнес – от фермера до кофейной чашки, и мы во всех плоскостях имеем свою экспертизу, чтобы минимизировать косты, контролировать качество продукта на всех этапах создания, самим влиять на процесс и себестоимость. В России сложно найти подрядчиков, если ты не крупная сеть. В нашей структуре – компания по обжарке кофе The Welder Catherine, которая работает напрямую с фермерами в разных странах произрастания и имеет три собственные фермы в Колумбии. В перспективе хотим сами выращивать сезонные овощи, ягоды и зелень.

Блюда и десерты готовятся централизованно на собственной фабрике-кухне, сами печем хлеб на закваске в пекарне. За каждое направление – еда, десерты, хлеб – отвечает отдельный шеф. За счет оптимизации процесса и синергии трех форматов имеем возможность делать цены ниже на продукцию сегмента выше среднего.

Вы сказали, что в Tine один бариста успевает выполнять сразу несколько функций. Как удается организовать процесс?

– Используем дорогое многофункциональное оборудование: кофемашины, кофемолки – только с весами, автоматический дозатор молока и так далее. Бариста не нужно вручную затаривать холдер и разравнивать таблеточку, он вставляет холдер в кофемолку, которая насыпает нужное количество граммов, потом – в кофемашину, нажимает на кнопку, машина варит по программе, а бариста только калибрует вкус. Гость быстро получает свой заказ, при этом у кофе всегда стабильное качество и вкус.

Если использовать более дешевое оборудование, мы будем зависеть от человеческого фактора, профессионализма и навыков бариста. Усилия по приготовлению кофе сводим к минимуму, делаем упор на атмосферу, настроение и приветствие гостей.

Где берете таких продвинутых бариста?

– Кадры выращиваем сами. Причем заметили, что лучше брать неопытного человека, чтобы потом не переучивать. Когда открывали сразу две кофейни, столкнулись с тем, что нужно быстро найти и обучить восемь человек, а их негде взять и некому учить. Поставили себе задачу – подготовить систему адаптации, быстро набирать и обучать, поэтому разработали собственную систему обучения. К открытию третьего заведения Tine мы уже запустим автоматизированную систему обучения. Залили туда весь процесс от попадания в компанию до выхода на полную ставку бариста. Приходя в компанию, начинающий бариста получает чек-лист, в котором указаны все уровни, начиная с базового, и даются задания для перехода на следующий уровень. Во время стажировки человек набирает определенные баллы. Настроили систему так, чтобы отслеживать степень вовлеченности и прохождение от уровня к уровню. На каждом этапе предусмотрено посещение производства, например, в цеху обжарки кофе стажеры участвуют в каппингах, в кондитерском цеху учатся вручную отсаживать эклеры, в пекарне могут попрактиковаться формовать хлеб. Таким образом сотрудник глубже проникается ценностями компании, видит, как работают коллеги, понимает, какие усилия стоят за продуктом. Стажировка длится в зависимости от активности бариста: у одних – месяц, у других – две недели.

Сколько получает бариста?

– Базовая ставка – 150 рублей в час. Когда отработает все уровни, может получать до 300 рублей в час. Система мотивации также ориентирована на количество негативных и позитивных отзывов. Есть коэффициент по отзывам, выручке и оценка качества работы в результате ежемесячной проверки. Это коллективные коэффициенты, которые перемножаются на количество часов и в результате часовая ставка может достигать – 350–380 рублей. Есть бариста, которые получают 80 тыс. рублей в месяц.

Кто ваша целевая аудитория?

– Наша аудитория – это люди, которые в первую очередь любят кофе, а также ценят качество и вкус продукта, который мы производим.

Аудиторию мы почувствовали, имея два ресторанных формата – кофейню Floo и кафе «Сойка напела». Это аудитория с доходом средним и выше среднего, городской житель, привыкший получать ежедневно стабильно качественный продукт. В связи с этим мы заморачиваемся на повторяемости продукта и поэтому покупаем качественное современное оборудование. Вкус должен контролировать человек, но его работу надо максимально оптимизировать.

Кофейня – это стиль жизни. Гость приходит к нам расслабленный, как в какое-то третье по важности место, – есть дом, работа и кофейня. Атмосфера уютная, дружелюбная, но без панибратства.

К нам ходят и женщины с собачками, и семьи с детьми, и студенты. Цены достаточно демократичные, меню гибкое, для людей с разным уровнем дохода.

У нас нет жесткого акцента на ЗОЖ, но используем качественные продукты, стараемся делать сбалансированные блюда, чтобы в составе не было консервантов, в десертах – меньше сахара.

Что занимает большую долю в продажах Tine – кофе или блюда?

– Примерно 50% продаж приходится на кофейные напитки, 15% – на другие напитки, 35% – на десерты, сэндвичи и кофе в зернах. Кстати, если несколько лет назад больше брали капучино, то сейчас нарастает тренд на черный кофе. У нас большая часть напитков готовится именно на основе черного кофе. Для Tine из альтернативных способов заваривания оставили только фильтр, его продаем больше, чем американо, а эспрессо показывает просто рекордные цифры.

Вы сказали, что используете дорогое оборудование, наверняка импортное, – есть проблемы с поставками, запчастями?

– Технологическое оборудование – швейцарское и итальянское, сложностей нет, но в два раза выросла цена и есть отсрочка по времени, приходится заказывать заранее. В этом году планируем открытие двух кофеен, поэтому уже заказали две кофемашины. Запчасти у нас пока есть в запасе.

Зачем вам нужна дифференциация форматов?

– Пандемия показала, что формат кофейни самый живучий. Когда в кофейне Floo закрыли зал, люди делали заказы в окно, пили кофе и завтракали рядом на скамейках, и продажи упали только на 20%, заведение осталось прибыльным. А у кафе «Сойка напела» выручка просела в десять раз. Пока человек ходит на работу, он будет потреблять кофе. Сейчас видим рост кофейни Floo по сравнению с прошлым годом, растут и трафик, и средний чек.

Кроме того, у нас продается зерно. Доля продаж зернового кофе составляет – 7–8%, это очень хорошо для кофейни. Кофейня работает как точка самовывоза упакованного зернового кофе от The Welder Catherine. Люди приходят в Tine за заказом и заодно берут кофе и тарталетку, получается синергия форматов.

Каков средний чек в ваших заведениях?

– Средний чек по всем трем форматам – 662 рубля. В кофейне Floo, где порядка 50 посадочных мест и готовят горячие завтраки, – 613 рублей, в Tine – 410 рублей, в кафе «Сойка напела», где полное меню, – 1342 рубля, но там меньшее количество чеков.

Про дизайн-концепт – в каком стиле оформлены ваши заведения?

– Мы почти не привлекаем дизайнеров и архитекторов для оформления заведений. Первое кафе Floo сделали в стиле лофт – кирпич, лампы Эдисона, приглушенный свет, барная деревянная стойка с каменной столешницей, простые стулья. Я спрашивал гостей, надо ли поменять дизайн, есть ли пожелания, они отвечали – не парьтесь, не тратьте деньги, лучше откройте еще одно заведение.

Что сейчас в целом происходит на рынке кофеен в связи с кризисом и уходом международных сетей?

– Думаю, с уходом крупных сетей мы приросли примерно на 10%. Конкуренция на рынке кофеен довольно высокая. Вокруг нас за последние три года открылось несколько кофеен разных сегментов, но мы так отстроились, что возросшую конкуренцию на своем трафике не ощущаем.

Как меняется потребление кофе в кризис?

– В наших кофейнях потребитель не поменялся, но интересно, что в кафе «Сойка напела» стали меньше пить вина. В дорогих ресторанах потребление осталось, в среднем сегменте – сократилось, в экономе – приросло. У потребителя уменьшается приверженность к кофейным брендам, начинают больше ценить не бренд, а продукт. Людям нравится знакомиться с локальными форматами, они идут в сторону упрощения, но с сохранением вкуса и качества. Поэтому, например, в Tine у нас не так много способов заваривания – кофемашина и фильтр, но в нем всегда три варианта свежесваренного кофе на выбор.

Каковы ваши ближайшие планы?

– Решили до апреля 2023 года открыть пять кофеен Tine. Уже работают две, одна скоро откроется, и две планируем запустить в следующем году. После этого откроем еще одну кофейню Floo, возможно, за Третьим транспортным кольцом.

Видите ли вы для себя новые ниши в общепите?

– Новые форматы – пока нет, возможно, интересно будет что-то фастфудное, но с кофе. Мне в Лондоне понравился формат паштелечная – там делают паштел-де-ната (десерт в виде чашечек из слоеного теста с заварным кремом) и фильтр-кофе. Если куда-то двигаться, что в сторону монопродукта, но, скорее всего, это будет разовый проект. Надо делать такой продукт, чтобы он вызывал желание за ним вернуться, и подать его в такой атмосфере, чтобы человек кайфовал от жизни и происходящего вокруг.

Exit mobile version