Блокчейн-технология для пуэра решает застарелую проблему защиты названия по происхождению

Пуэр - фото Никандровой

Как уже сообщалось ранее, каждый чай, произведенный в Юньнани, теперь будет снабжаться QR-кодом (который может быть дополнен или заменен NFC-чипом), сканирование которого позволит проследить всю цепочку его производства. Помимо традиционного для блокчейн-технологий информационного сопровождения, новая система будет поддержана системой внутренней сертификации пуэров. Каждая партия чая может быть сертифицирована по экологичности, способу хранения, возрасту чайных деревьев, сенсорной оценке и методу заваривания. 

Пилотное использование новой системы было начато еще в ноябре 2019 года, первой ее начала использовать компания Mengku Rongshi, к настоящему времени к системе присоединилось уже 25 производителей пуэра. Официальное объявление о вводе системы в действие состоялось 3 июня на конференции Phoenix Nest Ancient Tree Spring Tea New Product Launch Conference в Куньмине. Оценить перспективы и эффективность новой системы пока очень сложно. Специфика потребления чая, традиционный интерес на чайном рынке к несистемным продуктам («тайные чайные сады», «чай, который производится только для себя», «чай, произведенный до ввода системы контроля» и т.п.) и запасы пуэра, сделанные в регионах, полностью или частично находящихся вне китайского контроля (на Тайване и в Гонконге) заставляют относиться к ней с некоторым скепсисом. Однако новая система, безусловно, является интересным шагом вперед в такой важной теме, как повышение информационной прозрачности чая.

Защита названия по происхождению является для чая одной из самых актуальных и сложно решаемых задач. На первый взгляд, чай как продукт обладает высоким потенциалом для защиты наименования по происхождению по любому из используемых в настоящее время принципов. Как по винному, при котором название продукта закрепляется за связкой «регион + сырье + технология производства», так и по принципу географического индикатора (GI), при котором для использования названия достаточно доказанного происхождения продукта. 

При этом до сих пор на чайном рынке нет ни одного более или менее заметного чая, название которого в полной мере гарантирует потребителю происхождение чая из того или иного региона. Отличной иллюстрацией этой ситуации является история Дарджилинга, которого в некоторые сезоны продавалось в несколько раз больше, чем производилось. Или сформировавшиеся буквально на наших глазах феномены пуэра и японских чаев, которые возникли и стали популярны как продукты с высоким потенциалом защиты наименования по происхождению, однако очень быстро «размылись». В результате чего мы можем наблюдать на рынке такие феномены, как бирманский пуэр, китайская сенча или кенийская матча.

Причин, по которым происходит быстрый отрыв названия любого популярного чая от терруарного и технологического оригинала, достаточно много. Можно вспомнить, например, и цивилизационный разрыв между потребителями и производителями чая, делающий полную информационную прозрачность продукта невозможной, — но при этом не следует забывать, что размытие названий чая характерно и для тех стран, где этот разрыв минимален (Япония и Тайвань). Развитие защиты наименований чая сдерживает и отсутствие системы более или менее тотального контроля за производством чая (как это реализуется, например, в вине). Но главная причина, по которой происхождение чая очень часто в той или иной степени не соответствует названию, под которым он продается, состоит в том, что такая ситуация выгодна производителям и в значительной степени устраивает потребителей. Производители не только банально зарабатывают на популярных названиях, они часто сталкиваются с тем, что для честного производства оригинального чая в тех объемах, которые нужны рынку, им не хватает оригинального сырья. Ну а потребитель в подавляющем большинстве случаев по вкусу и аромату чая не в состоянии определить его точное происхождение и готов платить только за его название.

Во многом именно поэтому неудачной оказалась попытка регулировать производство и использование наименования пуэра, предпринятая в Китае в 2008 году. Стандарт GB/T22111-2008 регламентировал регион сбора сырья, сорт чайных кустов (деревьев), с которых это сырье собиралось, базовые этапы технологии производства чая и даже, в общих чертах, его вкусовые характеристики. Однако стандарт этот носил рекомендательный характер, у потребителей не было возможности проверить каждый конкретный чай на соответствие стандарту — поэтому для рынка стандарт GB/T22111-2008 оказался скорее справочным материалом (из которого многие любители чая узнали, наконец, об основных принципах производства пуэра), нежели реально работающим регламентом.

Накопленный с 2008 года опыт и новые информационные технологии позволили китайским специалистам разработать новую систему защиты наименования пуэра по происхождению. Ее отличием от всех предыдущих систем является расчет на активное вовлечение потребителей в контроль происхождения и качества чая. Технически это реализуется с помощью блокчейн-технологий.

Фото: О. Никандрова

Exit mobile version