Чайные магазины Берлина возвращаются к традиционной работе

Julia Staltovnaya

Сейчас одним из самых важных для всех является вопрос о том, что будет после карантина. И для адекватного ответа на него крайне полезен опыт стран, которые начинают уходить с карантина и оценивать его последствия для бизнеса на практике раньше, чем Россия.

О том, как работали чайные магазины в Германии во время основного ограничительного этапа и как они возвращаются к более или менее обычной работе, рассказывает чемпионка ТМС Украины 2017 в категории «Чайная композиция», национальный судья ТМС Юлия Шталтóвная.

– Я пишу этот текст 24 апреля, когда в Германии подходит к концу первая неделя упрощенной версии связанного с пандемией COVID-19 шестинедельного карантина. Дети отправляются в детские сады, учащиеся выпускных классов — в школы, туристы заселяются в пустующие гостиницы, кафе и рестораны теперь могут быть открыты при соблюдении специальных правил дистанции и дезинфекции. В течение этой недели у меня была возможность взять интервью у сотрудников чайных магазинов, чтобы представить модель выхода из локдауна и разработать стратегию для повторного выхода на рынок, форматы и каналы сообщений о возобновлении работы своим постоянным клиентам и способы компенсации перебоев с поставками от привычных поставщиков.

Хозяйка TeeHaus рада меня видеть, здоровается, быстро надевает маску и просит ориентироваться на отметки радиусом 1,5 метра, ограничивая мое приближение. Я поздравила ее с тем, что карантинный кошмар закончился и теперь они снова открыты, — но она удивленно подняла брови: «Чай здесь, в Германии, считается продуктом первой необходимости, мы работали для вас в течение всего карантина, мисс». Для продуктовых магазинов были разработаны дополнительные меры, чтобы они могли оставаться открытыми — и они продолжали работать с гордостью и понимая свою ответственность. 

Конечно, были дни получше и дни похуже, объяснила хозяйка. Некоторые из постоянных покупателей приходили реже, но покупали чая больше обычного — для родителей, бабушек и дедушек, для соседей и запас для себя. И получалось, что в среднем в день клиентов было меньше, но когда они приходили, то использовали возможность купить сразу все. Конечно, большинство чайных покупок — это популярные здесь травяные смеси, некоторые чайные магазины могут похвастаться ассортиментом, в который входит более чем 40 видов чая (самыми популярными являются смеси с имбирём, лимонной цедрой, ягодами, липой и женьшенем). В чайных магазинах запрещено давать пробовать аромат чая (чтобы избежать заражения чая), поэтому большинство предпочитает покупать уже знакомые чаи, как для себя, так и в качестве подарка. При этом, так как большинство людей вынуждены были работать из дома, они покупали больше разных сортов, чем обычно, чтобы один чай не успел им надоесть. И, конечно, сами разнообразили вкусы, дополняя чай полезными для здоровья лимоном или имбирем.

Наверняка есть и такие одержимые чаем, как я, кто приходит за очередной порцией Gyokuro или Fukusecha, жалуясь на то, что редкий урожай редких плантаций от наиболее экологичных производителей, за которыми они следят на Facebook, заканчивается, — поэтому настоящий чайный апокалипсис становится все ближе и ближе. Для всех нас есть печальная новость: запланированные поставки из Дарджилинга и Японии откладываются до дальнейших распоряжений.

Этот магазин, похоже, остается на плаву. Хозяйка добавляет, что правительство выплачивает Kurzarbeitergeld — пособие за сокращение рабочего времени. Если малый бизнес страдает от потери дохода более чем на 25%, то государство платит 60% от разницы в зарплате работника, отправляя его на сокращенный рабочий день вместо бюро по безработице. Благодаря этой политике меньше людей увольняют, большинство из них продолжают работать (до сих пор безработица в стране составляет 3,6%, по сравнению с 17% в Испании и 23% в Греции). Это означает, что в ближайшие месяцы казна получит больше доходов — похоже, экономика справляется с кризисом и в обозримом будущем больше чая будет продано для внутреннего потребления.

Да, пока не время для чайных церемоний, не время для чайных встреч, меньше внимания уделяется дорогому чаю по сравнению с более дешевыми. Однако и TeeHaus, небольшое семейное предприятие, и TeeGschwendner, крупнейшая местная чайная сеть, кажется, выдыхают с облегчением: наконец-то, все кончено, постоянные клиенты начинают возвращаться, и пришло время поприветствовать их и поблагодарить за то, что они выжили вместе с ними. Компания Paper & Tea начала свою SMM-кампанию, трогательно упомянув о продленных рабочих часах и специальных смесях с имбирем и пурпурным чаем: «Мы с нетерпением ждем возможности поприветствовать каждого из вас лично после всех тех дней, которые разделяли нас», — и назначили время своей первой офлайн-дегустации чая на 4 мая. А дальше будет видно.

Так же, как в засушливую весну хочется скорее увидеть цветы, кусты и деревья в их обычном пышном цветении, очень хочется увидеть и чайные магазины, которые вот-вот оживут с возвращением клиентов – один за другим, пост за постом, приветствие за приветствием, благодарность за благодарностью. Мы выжили вместе, пусть эта долгожданная весна наконец-то наступит!

Exit mobile version