Вирусный и валютный кризис на чайном и кофейном рынках: мнения и наблюдения экспертов

За неделю, прошедшую с публикации первого обзора “Вирусный и валютный кризис на чайном и кофейном рынках: мнения и прогнозы экспертов” ситуация на рынке заметно изменилась. С одной стороны, все игроки рынка приняли возникшие вирусные и экономически проблемы как новую реальность, которую невозможно будет просто пережить и с которой необходимо работать. С другой стороны, взаимодействие с этой новой реальностью становится если не плановым, то совершенно точно осознанным и настолько спокойным, насколько это возможно в сложившейся ситуации.

Продавцы чая и кофе отмечают рост спроса на эти группы товаров в розничной торговле. Особенно на зерновой кофе и травяные чаи. Соответственно, B2B-проекты, работающие с розничными продавцами, отмечают рост спроса, тогда как проекты, работающие с кафе и ресторанами — резкое его падение. Усиление гигиенических мер и мониторинг состояния здоровья сотрудников становятся новыми стандартами работы. Часть сотрудников компаний переключают на доставку. Подушка безопасности, например, в виде товарного запаса, превращается в функциональный актив бизнеса. Онлайн сервисы, обычно доминирующие в сфере продаж конечным потребителям и в крупных городах, активно внедряются в B2B и бурно растут в регионах…

В новом блоке специалисты кофейного и чайного рынков делятся комментариями, связанными с тем, как эпидемиологическая и экономическая ситуации влияют на их работу.

Александра Собольникова. «Азбука Вкуса», сеть продовольственных супермаркетов, Москва и Санкт-Петербург

Мы понимаем серьезность ситуации, и на данный момент значительная часть офисных сотрудников уже перешла на удаленную работу. Однако наш бизнес выполняет очень важную социальную функцию — мы производим и продаем еду и бытовые товары, поэтому мы не можем себе позволить ограничить работу компании. Нагрузка на супермаркеты растет, и мы подстраиваемся под ситуацию.
Мы, безусловно, усилили меры безопасности в наших супермаркетах — каждый час проводится дополнительная дезинфицирующая обработка помещений, торгового оборудования и всего инвентаря. Кроме того, мы уделяем особое внимание состоянию здоровья наших сотрудников, продавцы с любыми проявлениями ОРВИ к работе не допускаются. Также мы упаковали весь открытый товар и временно приостановили опцию самостоятельной фасовки весовой продукции, которая не подлежит термической обработке, мойке или дезинфекции. Кроме того, вся продукция из кулинарии выставляется и реализуется только в упакованном виде или из-за закрытой витрины. Чтобы не допустить распространения вирусных инфекций, мы были вынуждены приостановить возможность покупки кофе в свою кружку, как и весовой еды и готовой кулинарии в свою тару.
Конечно мы видим изменения и наблюдаем повышенный спрос на товары длительного хранения, так как люди закупают продукты впрок на случай введения еще более жестких ограничений. Резкий рост спроса в магазинах мы зафиксировали в период 13-15 марта. За последние две недели ощутимо возрос спрос на чай и кофе — динамика аналогична спросу на другие продукты длительного хранения, но чуть ниже. Больше всего выросли продажи зернового кофе: возможно, из-за того, что он дольше сохраняет свои вкусовые качества. Что касается чая, то максимальный прирост мы наблюдаем в категории травяных чаев, так как их покупатели берут для поддержания иммунитета.
Мы предполагаем, что ажиотаж продлится еще несколько недель, а затем пойдет на спад, так как статистика показывает, что покупатели уже сделали значительные запасы продуктов на несколько месяцев вперед.

Алексей Хлопнин. Ural Tea Company, поставка чая в сегмент HoReCa, Екатеринбург

Мы ограничили работу компании, но только в связи с ухудшением экономической ситуации. Рестораны упали в продажах – это ключевой момент. У наших клиентов еще неделю назад продажи упали на 20-80%, на нас это отразилось падением наших продаж. Сильных изменений по матрице продуктов и вкусов пока нет, немного вырос спрос на травяные чаи.
Мы максимально урезали расходы, перевели сотрудников на неполный день. Ввели дополнительные меры по дезинфекции. Вообще вся эта ситуация сильно отрезвляет. Показатели продаж упали, рентабельность тоже (так как курс доллара вырос). Но мы предприняли меры по оптимизации расходов, что по сути и раньше можно было сделать. Меняем и предложение. Разрабатываем кризисные группы чаев, которые рестораны смогут предлагать гостям, например, чаи для укрепления иммунитета. Разрабатываем систему онлайн заказов для ресторанов и открываем возможности для прямых продаж чая конечным потребителям.

Алексей Чураков. «Русский Караван», оптовая и онлайн торговля чаем, Россия, США 

В начале марта были сильны алармистские настроения, совпало одновременно несколько факторов: падение рубля, остановка всей работы в Китае и с Китаем, ограничительные меры в связи с эпидемией. Все, кто мог, включая наших оптовых партнеров, начали создавать товарные запасы, продажи чая выросли. Но отношение к этому у нас двоякое. За паническим спросом всегда следует падение продаж, и мы к нему готовимся. Но при этом постоянно изучаем опыт Китая, который вошел в кризис с существенным опережением и где все просидели дома полтора месяца. За это время потребители могут привыкнуть пить чай дома, отвыкнут от живой торговли и полностью освоят сервисы онлайн-торговли и доставки. Поэтому мы готовимся к снижению спроса, но надеемся, что его не произойдет благодаря росту домашнего потребления чая.
Что касается нашей онлайн-торговли в США, то можно сказать, что там все то же самое, но в другой форме. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи на «Амазоне» выросли на 54%, на прошлой неделе проект объявил о дополнительном найме 100 000 сотрудников — но с доставкой заказов они все равно не справляются, особенно с учетом нарушенных коммуникаций с Китаем. Поэтому по целому ряду позиций торговля фактически приостановлена. Мы в ограничения не попали, чай относится к товарам первой необходимости — чайная торговля продолжается. Обычно после 14 февраля наши продажи на «Амазоне» падали и начинали вновь расти только в сентябре, однако в этом году такого падения не произошло. Кроме того, изменилась структура продаж — люди стали больше заказывать проверенные позиции, а не новые. То есть они или пьют, или создают запасы привычного чая, но не пробуют что-то новое. Ну и еще любопытный момент — покупатели на «Амазоне» стали писать более обширные и душевные обзоры товаров. Видимо, у людей стало больше времени.
Если обобщать свои впечатления и наблюдения, то можно с уверенностью сказать, что мы сейчас наблюдаем молниеносную смену парадигмы потребления. Эра сверхпотребления и сверхвладения схлопывается не постепенно, как все ожидали, а практически мгновенно. Происходит не только переход с дорогого потребления на дешевое, но и на новые форматы потребления. Понятно, что кризис зачистит бизнес-поле, но те, кто выживут, кардинально изменятся. И на эти изменения будет интересно посмотреть.
Меняются даже самые консервативные форматы. Одни наши региональные партнеры, у которых магазин был, фактически, культурным объектом и активно участвовал в социальной жизни, люди туда ходили, как в библиотеку, пообщаться, за двое суток открыли интернет-магазин, о котором раньше даже не думали.

Exit mobile version