На Севере сбор иван-чая превратился в успешное дело

В Поморье завершается сезон заготовки иван-чая. В Шенкурском районе сбор этого растения превратился в отдельное бизнес-направление. Многие предприниматели занялись производством настоящего чая из дикой травы. Кто-то предлагает туристам поучаствовать в его заготовке, кто-то открывает интернет-магазин, а некоторые выращивают иван-чай в горшочках и выставляют на продажу.
Кипрей к императорскому столу
Трава иван-чай, или кипрей, как его еще называют, известна издревле. Именно это растение упоминается в исторических хрониках Руси. До появления обычного в нашем понимании черного чая в России, как и в других странах Европы, был в большом почете русский чай, или иван-чай, сырьем для которого служили листья кипрея. Такой чай поставляли к императорскому столу и широко экспортировали за границу. Еще этот чай называют копорским в честь деревни Копорье, что под Санкт-Петербургом. Также кипрей называют пуховиком, в деревнях набивают его пухом матрасы и подушки.
Если верить рецептам, сохранившимся еще с древних времен, заготовку сырья начинают во время цветения с верхней части растения. Потом следуют валяние и ферментация чайного листа. После чего готовый чай можно расфасовывать и упаковывать. Ценители утверждают, что копорский чай напоминает настоящий черный, но обладает более насыщенным ароматом. Пить такой чай лучше с медом, можно добавить немного мяты.
Услышав такие отзывы, супруги и соучредители одного из архангельских коммуникационных агентств Дмитрий Тихомиров и Елена Попова решили наладить производство натурального травяного чая. Теперь каждое лето они проводят в деревне в Шенкурском районе.
— Когда мы затеяли собственное производство, то желание и энергия били через край, — рассказывает Дмитрий Тихомиров. — Технологию производства взяли из Интернета, многое почерпнули из рассказов местных жителей.
Вначале молодым предпринимателям помог местный муниципалитет, который откликнулся на просьбу помочь и выделил жилье и местный клуб для работы.
— Первый опыт дался нелегко, почти 200 килограммов травы было загублено из-за неопытности, — делится Дмитрий. — Мы долго подбирали, какое оборудование закупить, решали, как выбрать емкость для ферментации, решали, как и сколько сушить. Теряли деньги то на оборудовании, то на неверной технологии.
Это было в 2012 году, сейчас у бизнесменов появились оборудование, позволяющее механизировать ручной труд сушки и ферментации чайного листа, свой рецепт и круг клиентов.
— После всех проб и ошибок мы вывели свой уникальный стиль сбора и обработки чая. Из-за четкого соблюдения рецептуры, сохранения всех вкусовых качеств мы рассчитываем на премиум-сегмент при его продаже, — утверждает Дмитрий Тихомиров.
В этом году семейная пара планирует выйти на отметку в одну тонну чая за сезон, в прошлом году им удалось заготовить около 500 килограммов.
Полевой сезон
Местные жители — самые активные участники процесса сбора чайного листа, для многих шенкурских семей этот вид заработка является серьезным подспорьем. Сейчас в деревне сформировался постоянный костяк сборщиков — около 15 человек совершенно разного возраста. За весь период сбора — а это всего лишь три-четыре недели, в зависимости от того, какое выдастся лето, — люди успевают прилично заработать.
— Сейчас основная часть расходов при производстве чая идет именно на закупку сырья от населения, — говорит Дмитрий Тихомиров. — Некоторые жители уже получили больше 10 тысяч рублей, а сбор иван-чая еще не закончился.
Стартап составил около 200 тысяч рублей, основные затраты пошли на заготовку травы и сборку оборудования.
— Главным для нас было наладить производство, — вспоминает Дмитрий. — После того как чай был заготовлен, денег практически не осталось. Поэтому бренд и логотип мы придумали сами. Не скажу, что это самый прибыльный бизнес, но вся фишка и весь кайф в том, что ты все делаешь сам — от и до.
По словам Дмитрия, первый доход от продажи чая стал поступать через год после начала проекта. Пока семейная пара открыть свой магазинчик не решилась, слишком дорогая аренда торговой площади. Все продажи в основном идут через Интернет.
— Торговля обычным чаем — прибыльный бизнес, наценка на чай составляет приблизительно 150 процентов, а где-то и все 200. То есть купили за 100 рублей, продали за 250 — довольно неплохо для этого бизнеса. Правда, чай — товар сезонный, летом его покупают не так, как зимой. В холодное время прибыль может быть в 2-2,5 раза больше, чем в теплое, — рассказывает владелица чайной лавки в Архангельске Ирина Керчь. — В основном все закупки идут в Китае, на северный чай спроса нет. Думаю, что люди заготавливают его больше для себя, очень сложно идет раскрутка товара.
Производство иван-чая решила открыть и еще одна семья. У Копытовых одиннадцать детей, девять из которых — приемные, поэтому вкладывать в рабочую силу не придется. Младшие члены семьи с удовольствием помогают собирать, сушить и перемалывать копорский чайный лист. В прошлом году Копытовы заготовили такую заварку для себя, а вот в этом решили выйти на массовое распространение. Для этого необходимо пройти обязательную сертификацию товара, чтобы поставлять его на рынок.
— Пока мы только собираем иван-чай, — делится отец семейства Алексей. — Если все будет удачно, раздадим по соседям и знакомым, а уже если они оценят, задумаемся о широком производстве.
Отметим, что сейчас в Архангельской области официально существует три местных марки иван-чая. Все они прошли сертификацию и имеют зарегистрированный бренд.
Чудо в горшочках
В этом году в Архангельской области решили провести эксперимент — выделить сбор иван-чая как один из видов экотуризма. Для этого разместили объявления о начале работы своеобразного эколагеря.
— Мы ставим на берегу реки Ледь в живописнейшем месте под соснами палатку на шесть мест из трех секций, с тентом в центре для гостиной-столовой, обеспечиваем мини-лагерь надувными матрацами, спальниками со сменными вкладышами, продуктами, посудой, газовой плитой и платим зарплату, — рассказывают предприниматели.
Один килограмм собранного чайного листа оценивается примерно в 20 рублей.
В прошлом году эта компания заготовила 500 килограммов иван-чая. Товара хватило на год, сейчас предприниматели задумываются о том, чтобы построить мини-завод по переработке сырья. Но расчеты показывают, что вряд ли он будет рентабелен, если станет производить меньше, чем 100 тонн готового продукта. А это значит, нужен миллион килограммов сырья, которое надо собрать в поле и доставить в короткие сроки, нужна большая территория. Вот поэтому сейчас бизнесмены и идут на разные ухищрения, чтобы в максимально короткое время заготовить как можно больше дикоросов.
У Юлии Максимовой из Холмогорского района с иван-чаем также связана своя история, которую она решила превратить в мини-бизнес-проект.
— У моей бабушки всегда на подоконнике стоял горшочек с иван-чаем. Она считала, что это растение приносит в дом уют и покой, — говорит Юлия. — Летом он цветет нежным розово-фиолетовым цветом, а весной и осенью просто радует зелеными листочками. Я подумала, а почему бы не сделать такие горшочки с иван-чаем на продажу.
У предпринимательницы уже есть свой небольшой бизнес, она сдает половину своего деревенского дома.
— Туристы приезжают разные, но всем хочется что-то увезти на память о путешествии на Север, — делится впечатлениями Юля. — Почему бы таким подарком не быть иван-чаю?
Сейчас бизнесвумен из Холмогор разрабатывает узор, который украсит горшочки с растением. А чуть позже планирует наладить и собственное производство по упаковке традиционных северных сувениров, среди которых иван-чай занимает одно из первых мест.
Источник: rg.ru/2015/08/04/reg-szfo/proekt.html

Exit mobile version