“Шоколадница” купила “Кофе Хауз” и заменит его на Burger King

Владельцы сети Шоколадница закрыли сделку по приобретению конкурента – сети Кофе Хауз – более месяца назад и планируют в ближайшее время переформатировать приобретенные заведения. Об этом Известиям сообщил источник в руководстве Шоколадницы . По его словам, на месте Кофе Хауз будут открыты точки быстрого питания Burger King и японские кафе Ваби Саби . Новый собственник кофеен владеет франшизой на оба этих бренда. Расширение, планируемое новыми владельцами, по словам экспертов, позволит Burger King обогнать своего давнего конкурента – McDonald’s – по количеству точек.
Сейчас у российского подразделения Burger King более 200 ресторанов быстрого питания, почти 70 из них сосредоточены в Москве. McDonald’s по присутствию в нашей стране пока значительно опережает Buger King: сеть объединяет 430 ресторанов по всей России, только в столице их более 100. При этом стоит помнить, что Burger King вышел на российский рынок значительно позже. Первая точка Burger King открылась в Москве только в 2010 году, McDonald’s к тому моменту проработал в России 20 лет.
Развитием российского подразделения Burger King занимается бизнесмен Александр Колобов, владелец Шоколадницы (400 кофеен), Ваби Саби (31 точка в России, 20 из них – в Москве) и других сетей. Колобов является совладельцем компании Бургер Рус , которая обладает франшизой на открытие ресторанов Burger King в России. Ранее о планах агрессивной экспансии на российский рынок, особенно в регионах, заявляли и в материнской компании Burger King Worldwide Holdings, Inc. 
Некоторые точки Кофе Хауз займет и Шоколадница . Впрочем, такая рокировка не является стратегически важной для нового собственника, продолжает источник. Кофейни Шоколадницы опережают рестораны Кофе Хауз по количеству точек как в Москве, так и в России в целом. Причем зачастую конкуренты располагаются друг напротив друга и занимать освободившиеся места для Шоколадницы было бы излишним. Поэтому Шоколадница переедет только в те места, где ее присутствие пока минимально.
– Для увеличения темпов развития Burger King как раз не хватало помещений в выигрышных местах, которых у Кофе Хауз предостаточно, утверждает исполнительный директор консалтинговой компании Ресткон Андрей Петраков. Кроме того, у Burger King наконец-то появится шанс опередить McDonald’s по количеству точек.
– Покупка Кофе Хауз полностью решает задачу занять хорошие места. Конечно, покупка – это дорогой выход из ситуации, и, наверное, легче было бы просто найти подходящие помещения. Но их в Москве очень мало, – объясняет действия покупателей Петраков. – Кроме того, помещения Кофе Хауз уже приспособлены под общепит, и если Burger King не впишется в помещение, его переоборудуют под Ваби Саби .
Популярность Burger King в России – дело времени, считает Петраков. 
– По цене и качеству у Burger King есть всё, чтобы противостоять McDonald’s, – считает эксперт по ресторанному консалтингу. 
70-80% финансового успеха предприятия общепита зависит от его локации, говорит гендиректор фонда Лайф Франчайзинг Дмитрий Дыльнов. При этом в Москве 80% прибыли обеспечивают меньше половины точек Кофе Хауз , в основном они располагаются в центре столицы.
Пока непонятно, как поведут себя представители Шоколадницы с владельцами франшиз Кофе Хауз . Франчайзи Кофе Хауз работают в России и на Украине. Вероятнее всего, они присоединятся к динамично развивающейся семье Шоколадницы , считает Дыльнов, поскольку это намного выгоднее, чем отвоевывать у новых владельцев возможность работать под вывеской Кофе Хауз .
– Смена собственника не означает того, что франчайзи автоматически должен заменить вывеску по требованию нового владельца, с каждым отдельным владельцем точки будут вестись переговоры. Если франчайзи захочет отделиться и работать под собственным брендом, новый владелец не сможет ему помешать. При этом франчайзи придется выплатить неустойку до 1 млн рублей, – полагает глава франчайзингового фонда.
Впрочем, по информации Дыльнова, у Кофе Хауз немного независимых франчайзи. 
– У них (у Кофе Хауз . – Известия ) всё построено на собственном капитале. Руководители сети всегда говорили, что делают упор именно на развитие собственных точек. Если у них и есть франчайзи, то они аффилированы с компанией, – утверждает Дыльнов.
Разговоры о продаже Кофе Хауз на рынке ходили давно. Бизнес предпринимателя Тимура Хайрутдинова стартовал 15 лет назад и был довольно успешным. Развивать сеть кофеен собственник пригласил менеджера из McDonald’s Владислава Дудакова, который впоследствии стал совладельцем Кофе Хауз . 
Положение дел осложнилось в середине 2000-х, когда на рынок вышли Шоколадница и множество других компаний, рассчитывающих на высокую маржинальность бизнеса. В это же время Кофе Хауз пришлось значительно потратиться на строительство цеха по обжарке кофе, а в конце 2007 года прибегнуть в крупному займу. Тогда в бизнес Кофе Хауз влились топ-менеджеры Экспобанка Кирилл Якубовский, Андрей Вдовин и Сергей Радченков (ставшие собственниками 49% компании).
Ряд банковских аналитиков утверждали, что продажа акций могла свидетельствовать о значительных долгах Кофе Хауз , хотя соучредитель ЗАО Владислав Дудаков утверждал в прессе, что банкиры являются формальными держателями акций: они выступили залогом под крупный кредит, который банк предоставил сети кофеен. Размер кредита не уточнялся, как и то, выплачен ли он на данный момент. Однако, как выяснили Известия , исключительное право на бренд к Кофе Хауз вернулось только этим летом: с 2011 года товарный знак был в залоге у Экспобанка и у банка Barclays (в 2008 году Кирилл Якубовский продал Экспобанк британскому Barclays за $745 млн).
Начиная с кризисного 2008 года сеть Кофе Хауз регулярно фигурировала в новостных лентах, и не по самым позитивным поводам, – то компания неудачно экспериментировала с форматом самообслуживания, то теряла право продавать алкоголь, из-за чего несла убытки. Пресса сообщала, что в 2009 году Кофе Хауз перешла в режим жесткой экономии: ряды менеджеров среднего звена стали чистить, а новые кофейни не открывались полгода. 
Сейчас поглощающая Кофе Хауз Шоколадница выигрывает по количеству точек в Москве и Подмосковье. Тем не менее сам бренд Кофе Хауз эксперты оценивают как достаточно сильный. Но потребители едва ли заметят уход игрока: на рынке кофеен бешеная конкуренция, и поклонникам формата Кофе Хауз есть из чего выбрать. 
Источник: akm.ru/rus/news/2014/august/05/ns_4918465.htm

Exit mobile version