
По уже сложившейся традиции третий номер нашего журнала, выходящий летом, ориентирован не только на бизнес-аудиторию, но, во многом, на конечного потребителя. И пользуясь моментом, я бы хотел обратиться к ценителям кофе и чая напрямую. Мир этих напитков очень разнообразен. Но было время, когда чай, а в особенности, кофе, были в нашей стране огромным дефицитом. Мы жили при нерыночной экономической модели, где у нас была одна производственная компания – ЗАО «Государство», которая производила все, от ракет до гвоздей. И из-за того, что эта «компания» должна была удовлетворять потребности многомилионного населения, она физически не могла обеспечить многообразие всем видам выпускаемой продукции. Это просто констатация факта. Между тем, в мире насчитываются сотни разных видов и типов кофе и чая, тысячи способов их приготовления, миллионы оттенков получаемого вкуса и аромата. Среди факторов, которые влияют на потребительские свойства кофе и чая в вашей чашке, присутствуют и косвенные составляющие: характеристики воды, наше настроение, принятая перед употреблением напитков пища и многое другое. И сейчас, когда жизнь кардинально изменилась, а кофе и чай стали доступными, у многих людей от богатства выбора появилась неуверенность, а хороший ли напиток нам продают? Это рождает много мифов, среди которых тема «подделки» – самая расхожая. Признайтесь, почти каждый, хотя бы раз, ловил себя на мысли, что его обманул недобросовестный производитель или продавец. Не хотел бы выступать адвокатом, наверное, бывает всякое, но мой практический опыт многочисленных контрольных дегустаций говорит о том, что подделок кофе и чая (когда под видом одного продукта вам продают другой) в нашей стране практически нет – в промышленных масштабах это просто невыгодно, да и при сложившихся сейчас каналах дистрибуции поставить такой товар на полку в магазине практически нереально.
Очевидно, что производителям и потребителям за долгие годы реформ пока так и не удалось в полной мере преодолеть тот гигантский разрыв в понимании продукта, который образовался после изменения экономических модели в нашей стране. Вина в этом лежит, в первую оче- редь, на тех, кто выбрал для себя кофе и чай в качестве бизнеса. Профессионалы должны активнее продвигать знания в массы, рекламировать не только себя, но и кате- гории в целом, формировать основанные на практике навыки оценки того или иного кофе и чая. Благо, эти напитки имеют тысячелетнюю историю, и им есть чем
каждый раз удивлять и развивать человека. Мой совет вам, дорогие любители кофе и чая, – не бойтесь экспериментировать, покупайте разный кофе и чай, смешивайте, заваривайте разными способами, советуйтесь с профессионалами, запоминайте вкусы и ароматы, пытайтесь искать все новые и новые оттенки, соз- давая тем самым вокруг себя не застывший мир догм, а открытое поле возможностей — получать удовольствие от удивительных напитков. Приятного вам кофе- и чаепития!
С уважением, Рамаз Чантурия,
Главный редактор
СОДЕРЖАНИЕ
2 ОТ РЕДАКТОРА
3 КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
4 АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС Что влияет на выбор потребителя?
6 НОВОСТИ
ПЛАНЕТА КОФЕ И ЧАЯ
14 Глобальное потепление опасно для чая
14 Кофейный напиток расскажет о характере человека
14 В Праге вновь открылась кофей- ня «В темноте»
14 Способность кофеина бороться с болезнью Альцгеймера ис- следовали более детально
15 Чайный тренд: «вдыхаемый» чай?
15 Вакуум поможет заварить лучший чай
15 Среди доменов верхнего уровня появилась доменная зона .coffee
15 Мука из кофейных ягод – еще один полезный продукт
16 Кофе,чай и здоровье. Новости с научного фронта
20 Чай и чаепитие в российском изобразительном искусстве: XIX – ХХ вв.
26 Кофе, XIX век: «простонародью почти неизвестно»
HORECA
НОВОСТИ
30 Отборочные туры Tea Masters Cup 2014 вошли в активную фазу
32 Путь в тысячу миль начинается с первого шага
34 Ultimate Barista Challenge — вызов, который непременно стоит принять
36 COTECA в Гамбурге, Германия: международная промышленная выставка кофе, чая и какао при- обретает новый масштаб!
37 Грани ароматного волшебства
ИНТЕРВЬЮ
38 Нирмал Кумар Сетхия: «О чае не стоит судить по внешнему виду, главное — его характер» МОНИТОР
40 Кофе и чай от всех болезней 44 СТАТИСТИЧЕСКОЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
48 РЕКЛАМА В НОМЕРЕ