Денис Шумаков, 2013 (чай)

Денис Шумаков: «Давайте оставаться разными, коллеги!»

Денис Шумаков*, Человек года в российском мире чая (2013) делится своими мыслями о текущем состоянии чайного рынков в нашей стране, а также оценками перспектив его развития.

На мой взгляд, вот прямо сейчас, на наших глазах заканчивается формирование информационных рынков напитков (в том числе, и чая). Это такие рынки, на которых информация о напитке (самом факте его существования, доступности, качестве, добросовестных продавцах и т.п.) является более важным фактором, чем деньги. В крайних формах информационный рынок почти не пересекается с традиционным — у него другие способы распространения товара и другие потребители.

Одним из основных каналов распространения чая на информационном рынке является, конечно, интернет, причем как в форме традиционных интернет-магазинов, так и в форме разных площадок для спонтанной, если можно так выразиться, торговли. Постоянных потребителей информационного рынка можно в первом приближении разделить на две группы.

Первая группа — это люди, уверенные, что нашего брата везде дурят, что любая парадная торговля — это торговля плохим чаем за большие деньги и что только в тайном магазинчике, известном узкому кругу посвящённых, есть хороший, честный и благородный человек, который покупает для себя чай с настоящими китайскими буквами у тайного фермера и небольшие излишки продает (отрывая от души) избранным друзьям. Естественно, рынок тайных магазинчиков процветает (относительно своего масштаба, конечно).

Вторая группа — это ценители гастрономических приключений, для которых поиск особенного чая — это интересная задача, на решение которой есть время и средства, но в решении которой нет жизненной необходимости. Эти люди просто получают от хитроумной покупки чая удовольствие, попутно поддерживая хороших производителей и продавцов. Естественно, обе группы активно пересекаются.

Чаще всего информационный и традиционный рынок тоже пересекаются, причем результаты таких пересечений иногда получаются довольно уродливыми — достаточно вспомнить пуэрный бум или послушать, что говорят о молочных улунах продавцы в магазинах.

Естественно, обороты информационного рынка несопоставимо меньше, чем обороты традиционного. Но в то же время интересных напитков там продается значительно больше, и у этого рынка существенно больший потенциал для формирования профильных сообществ. На информационном рынке сформировались лидеры мнений (это могут быть как персоны, так и проекты), реальная или декларируемая квалификация которых и наработанный авторитет позволяют им создавать микротендеции. Такие, например, как интерес к ГАБА-чаю, выдержанным улунам и т.п. Все это очень интересно.

Здесь нельзя говорить об отдельных проектах – микротенденции чаще всего реализуются в рамках уже существующих проектов. В этом как раз и суть микротенденций, что они возникают и живут как идеи конкретных персон, уже работающих с чаем. В качестве примера активных генераторов микротенденций сразу вспоминаются Сергей Хорольский (сифонизация, ГАБА-чай, гастрономические чаепития) и Виктор Енин (чайное мороженое, отличный нэйиминг, уличная чайная торговля и тоже чайная гастрономия) — но, конечно, успешно работают в этой теме не только они. Ну а для того, чтобы пошёл обратный процесс — чтобы тренды запускали проекты — нужно, чтобы микротендееции стали просто тенденциями. И примеры таких трендовых проектов лежат на поверхности: чайные бутики и клубы, пуэрные магазины и т.п.

Если же анализировать традиционный чайный рынок (то есть, фактически, рынок массового чая), то все существенные изменения на нем определяются «нечайными» и всем хорошо известными факторами. В первую очередь, изменением курса валют и новыми реалиями рынка кредитов. Если же попытаться абстрагироваться от этих «нечайных» факторов, то окажется, что на этом рынке ничего принципиально нового не происходит — сокращение времени жизни новинок и повышение частоты их появления нельзя считать специфическими чертами чайного рынка, удовлетворение стремления потребителей к бессодержательному разнообразию характерно для многих рынков.

На United Coffee & Tea Industry Event 2014 была задана тема поиска новых драйверов чайного рынка — то есть, поиска таких решений и идей, которые смогут взбодрить рынок и создать на нем новое высоко прибыльное направление. Какой-то одной, крупной и прорывной темы, подходящей для того, чтобы стать не просто новым драйвером чайного рынка, а драйвером, которого хватит всем участникам рынка, пока, к сожалению, нет даже на горизонте. Поэтому есть смысл заняться поиском микродрайверов: то есть, недорогих, компактных и динамичных идей и решений, которые можно будет быстро внедрять и, если что, быстро сворачивать. Причём применять такие идеи и решения нужно «пачками» — вместо одной большой суперидеи много маленьких суперидеек. Такие микро-драйверы могут касаться чего угодно: концепции чайных специалистов, упаковки, ароматизации, гастрономизации чая, нестандартного маркетинга. Тот же Tea Master Cup, который мы с таким удовольствием проводим сейчас по разным городам и странам — это прекрасный пример микро-драйвера чайного рынка.

Я уже на протяжении нескольких лет нахожусь в состоянии постоянной эйфории от разнообразия чайных людей и их подходов к чаю. И, несмотря на рыночные тенденции, моду, новые тренды и всякие прочие факторы, понимаю, что чай и чайная культура остаются категориями, определяющее влияние на которые имеют персоны, сообщества и локальные культуры. Было бы просто замечательно, если бы это разнообразие в чайной культуре сохранялось и развивалось. Поэтому давайте оставаться разными, коллеги!

*Дениса Шумакова многие знают как руководителя сайта «Чай» (teatips.ru). Будучи еще и директором по рекламе группы компаний «Бирюзовый чай», куратором чайных и винных проектов гостевого дома «У Покровки», он с 1995 года погружен в чайную тему и регулярно пишет о чае в печатных и электронных изданиях.  В настоящее время он является одним из самых известных популяризаторов чая в России. Его смело можно назвать одним из лидеров мнений.

“Кофе и Чай в России”, 1 2015

Exit mobile version